Семья Иоанна (Размышления об исполнении Духом)

думаюМне интересен вопрос исполнения Духом Святым и поэтому в начале я рассмотрел значения слов «плерис» и «пимплеми» в надежде обнаружить там какой-то ключик. В результате обнаружил лишь одно. «плерес» — это прилагательное, а «пимплеми»- это глагол.

Теперь я решил проверить все места пиания, где эти слова использованы. Думаю первое, что нужно рассмотреть – места, где использован глагол, а уже потом прилагательное. Вот одно из таких мест.

15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
(Лук.1:15)

Вот что интересно. Иисус был рожден от Духа Святого, а Иоанн был им исполнен от чрева матери. Оба были полны Духом Святым. Но представления о Боге у них были совершенно противоположными. Как такое получается? Дух один, а результат, плод – разный. Один мыслил в рамках Ветхого Завета, другой взламывал эти рамки. Но вот что одинаково – оба, и Иоанн и Иисус искренне любили Бога и жаждали Его славы.

Вот Иисус говорит своим ученикам, что когда придет Утешитель, то научит их всему. Но получается, что Иоанна Дух Святой научил одному, а Иисуса совершенно другому? И разница была настолько большой, что Иоанн до самой смерти не смирился с тем, что Мессией оказался именно Иисус.

А ответ прост. Дух Святой разный. Это звучит странно, и даже кощунственно, однако это так. И вот о чем я говорю. Когда Иисус говорил ученикам про Утешителя, он еще кое-что сказал:

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
(Иоан.16:13-15)

Смотрите, в 13-м стихе Иисус говорит странную вещь. Дух Святой, когда придет к ученикам, будет говорить «не от Себя». И в 14-м и 15-м стихах повторяет одну фразу «от Моего возьмет и возвестит вам».

Если бы Дух Святой был совершенно идентичен Иисусу, то этих фраз не понадобилось бы. Но они появились, значит, у Духа Святого есть свои отличия от Иисуса. Но Он, придя к ученикам, уже не будет говорить так, как Он считает, но так, как Считает Иисус. Может быть, Он и изменил уже свое мнение. Однако изменил его именно под влиянием Иисуса.

До пустыни и Голгофы все принадлежало Отцу, теперь все принадлежит Иисусу. Если до этих событий Дух Святой брал из того, что принадлежало Отцу, то теперь из того, что принадлежит Спасителю. А что изменилось? Да все!

До Иисуса человек находился под Законом, и любое нарушение вело к смерти. Поэтому Дух Святой брал из гнева Бога и изливал этот дух на своих рабов. Вот и Иоанн был всегда в гневе. Но Иисус не просто человек, Он Сын Бога. К Нему нет гнева, «в Нем Его благоволение». И Дух Святой берет из того, что у Бога Отца к Сыну и изливает на Сына. И поэтому Сын ходит в милости. Теперь Сын побеждает дьявола и приобретает дух победителя. Теперь у Иисуса нет гнева к людям и у Бога нет гнева к людям, благодаря Иисусу. Теперь Иисус завладел всем. А там все уже изменилось. Теперь Дух Святой берет от того, что есть у Иисуса, а это уже совсем другой дух.

Илия, например, с самого детства видел развращение своего народа и чувствовал Божий гнев. Дух Святой брал от Божьего и изливал на Илию, который, в свою очередь, поступал по этому духу. И его дела – огонь с неба, массовая казнь пророков и т.д.. Но вот ситуация поменялась. Бог больше не гневается на Свой народ. Гнев сменился на милость. Но Илия все еще исполнен тем Святым Духом, который взял что-то от Божьего Гнева, и не хочет от этого отказываться. В результате Богу приходится «уволить» Илию и взять к себе на службу Елисея. Один и тот же Дух Святой оказывается совершенно разным в разное время и с разными людьми!

Итак, Иоанн исполнен Духом Святым от чрева матери. Каким? Дух Святой берет от Бога Творца то, чего достойны люди, и Иоанн с детства исполнен гневом ко греху и человечеству в грехе.

Здесь стоит слово с корнем «пимплеми» — плесфисетай. Этот глагол стоит в пассивном залоге, будущем времени, изъявительном наклонении, 3-м лице единственного числа. Внимание, вопрос. Как получилось, что глагол оказался в Аористе? Почему же «исполнен»? Не «исполнен» а «будет исполняться кем-то»! А еще точнее «будет исполняем» или «наполняем». Ну так и надо было перевести:

15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духом Святым будет наполняем еще от чрева матери своей;
(Лук.1:15)

И вуаля, картина поменялась в корне! То у нас Иоанн прямо во чреве наполнился и всю жизнь ходит полный Духа Святого. А оказывается не совсем так. Он от чрева матери стал наполняем время от времени. Ну, хотя бы вот так:

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
(Лук.1:41)

Мы знаем, что плод в утробе матери переживает совершенно те же эмоции, что и мать. Если мать исполнилась Духом Святым (каким мы уже поняли), то и плод. Вот так Иоанн и стал исполняем Духом Святым от чрева матери.

Вот здесь все верно. Слово с корнем «пимплеми» — хеплесфе. Это Аорист, Пассивный залог, изъявительное наклонение, 3-е лицо единственного числа. Как видим, что мама, что Иоанн исполняются Духом Святым раз от разу и всегда не по собственной воле (пассивный залог).

То же самое происходит и с Захарией, отцом Иоанна.

67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
(Лук.1:67)

Как и в случае с Иоанном и Елисаветой, Захария исполняется Духом без собственной воли, то есть случайно, неожиданно для себя. Были ли какие то предпосылки? Думаю да. Если говорим о Елисавете, то она, прежде чем исполниться, осознала, что перед ней не просто ребенок, а особенный. Особенный, потому что, видимо, поверила Марии, которая рассказала, откуда Он взялся. И это поразило Елисавету.

Думаю, она уже знала историю появления младенца. И вот Сам(!) явился к ней. У любого бы снесло рассудок от счастья. И вот это счастий от того, что ее дом посетил САМ (!) стало одной из причин исполнения духом. Елисавета не планировала этого.

А как насчет Захарии? А здесь еще проще. Представьте, что вы потеряли дар речи на несколько месяцев, а может быть и  на год. По тексту мы не видим точных временных ориентиров. Ясно, что речь пропала до зачатия Иоанна. И вот он пишет имя и речь возвращается. И здесь несколько моментов. Первое – сам факт возврата речи. Это значит Бог его простил. Второе – Иоанн действительно избранный Божий сосуд. А это особенное счастье для родителей. Третье, все это произошло при свидетельстве большого скопления людей. То есть Бог перед всеми показал свое отношение к Захарии и его семье. И все это Захария не планировал. Вот на этой волне он и оказался исполненным Святым Духом. Иначе говоря, как Елисавета, а вместе с ней и младенец Иоанн, так и Захария исполнялись Духом в особенные счастливые моменты своей жизни. Можно сказать, что это самое  удачное время для того, чтобы Бог сделал свою работу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.