Дунамис в послании Коринфянам

думаюНу что же, мы уже много просмотрели. Мы разобрались в том, что сила «дунамис» имеет значение интенсивности авторитета, влияние Христовой победы на войско побежденных (имеется в виду «дунамис» Христа).

Я думаю, что остальные места писания мы будем проходить достаточно быстро. Подробно я буду останавливаться только на тех местах, где будет что-то интересное, по моему мнению. Итак, на очереди слова с корнем «дунамис» в послании Павла Коринфянам.

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
(1Кор.1:17-19)

При всем уважении к  крещению (водному), Павел ясно говорит, что Христос своих апостолов не заставлял это делать. Получается, что апостолы это делают по какому-то своему пониманию. Возможно потому, что Иисус никогда и не противился этому. Я не хочу сейчас учить о водном крещении, а упоминаю о нем лишь потому, что Павел говорит о нем в своем послании.

Итак, Павел говорит, что Христос Иисус не посылал его крестить. То есть, крестит ли Павел или не крестит – это не важно. Потому что у него нет на это указаний от Иисуса. Но вот какая на Павле лежит обязанность – благовестие, или, проповедь Евангелия.

Вместе с этой обязанностью у Павла есть еще одна задача. Он не просто должен проповедовать Евангелие. Он должен делать это особенным образом – «не в премудрости слова». Чтобы это пояснить, отвлекусь немного.

В истории христианства был такой период, когда огромные массы людей говорили только (!) о Христе. Это происходило на рассвете Священной Римской Империи. Тогда появилось много мыслителей, темой которых были вопросы, поднимаемые Писанием. И, кажется, это хорошо, но, что мы имеем в результате? В результате мы имеем пустую около-христианскую религию. Много мудрости – мало креста Христова.

О чем говорит Павел? Павел имеет для того времени очень высокое, как мы бы сказали, гуманитарное образование. Умеет ли он объяснять сложные вопросы? Без сомнения. И сегодня я читаю у разных умных ребят размышления по той же теме. И вот что я вижу. То же самое. Христиане говорят об отношениях в семье, об успехе, о чем угодно. И при этом как-то пропадает крест. Оказывается, что единственное для чего нужен был крест, это покой в доме. Оказывается, что Христос умер, чтобы мы хорошо зарабатывали. Оказывается, что Иисус понес на себе все свои раны, только для того, чтобы нам было комфортно и спокойно.

И что же происходит? Мы умираем. И умираем не для греха, а для Бога. Почему? Потому что современные христиане готовы на что угодно, только не на крест. Никто не хочет читать то, что сказал Учитель:

36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
(Иоан.13:36)

Смотрите, что Учитель сказал Петру в конце 36-го стиха. Сначала Петр, действительно, не смог пойти за Христом. Вместо того, он отрекся от Учителя. Но позже, он сам отдал себя на распятие.

51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
(Иоан.6:51)

Здесь простой алгоритм. Иисус – хлеб. Он сходит с небес. Человек кушает этот хлеб, и живет вовек. Далее, Иисус, как хлеб, производит свой результат. Вы видите, что здесь два этапа. Он, как хлеб оказывается съеденным, а потом производит результат. И результат, который Иисус производит с тем, кто его съел – «плоть Иисуса, которую Он отдает за жизнь мира». Мы автоматом относим это указание на то, что Иисус сделал, и на этом ставим точку. Но читайте внимательнее. Он сходит с неба и его «съедают». Теперь Он производит  работу, будучи съеденным. То есть теперь, о какой «Его» плоти говорит Иисус? Теперь Его плоть – это ваша плоть. Вам это нравится? Результат  действия Христова Духа в нашей плоти – ее смерть ради жизни мира. То, что Иисус сделал на кресте, должно повторяться в каждом Его последователе. Значит ли это, что каждый христианин должен быть распят точно так же как Иисус? Нет, конечно. Но, дело в том, что слово «свидетель», которое используется в Новом Завете, не означает говорящего человека, который рассказывает то, что видел. Нет! Это слово означает человека, который своей жизнью повторяет жизнь того, о ком свидетельствует. Некоторые так и переводят – мученик. Слышали такое слово? Если «крест Христов» повторяется в нашей жизни – мы Его ученики. Если не повторяется, мы кто угодно, только не христиане.

Возвращаемся к тексту Павла. Давайте еще раз прочитаем текст.

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
(1Кор.1:17-19)

Итак, задача Павла проповедовать так, чтобы крест Христов все время был на виду. И тут же он поясняет. Для тех, кто не понимает, то есть для погибающих, слово или проповедь о кресте – это глупость.

Юродство (3472): глупость, безумие, юродство (бессмысленный, безумный, глупый поступок).

Погибающие думают как дьявол. Потому что дьявол думает как человек.

23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
(Матф.16:23)

Враг человеческий думал, что, убив Иисуса, он победит. Так и думают люди. Поэтому смерть Иисуса для них – глупый поступок.

Теперь внимание. Павел говорит о кресте как о поступке, который воспринимается людьми как глупость. Повторю, чтобы поняли. Павел говорит о поступке, который как-то ВОСПРИНИМАЕТСЯ. Если Павел говорит о восприятии поступка, как вы думаете, о чем он должен говорить в противовес? Если вы на чашу весов кладете восприятие, то, на другую чашу вы что должны положить?

Мы почему-то привыкли к тому, что на одну чашу Павловых весов мы кладем восприятие поступка – восприятие погибающих, а на другую чашу, почему-то, энергию, могущество и т.д. Это также как сравнивать по эффективности подводную лодку и самолет. Такие вещи сравнивать нельзя. Но мы делаем это сравнение. И даже умудряемся делать выводы.

Мы так поступаем, потому что не понимаем значения слова «сила». Мы так и читаем «сила». И, совершенно логично, мы подставляем свое понимание этого слова. Но сегодня мы знаем, что здесь стоит слово «дунамис». Значит, и на вторую чашу весов мы можем поместить соизмеримую вещь. Получается, что, если на одной чаше весов лежит восприятие погибающих поступка Христа, как глупость, то на другой чаше весов лежит восприятие поступка Христа нами, верующими. И для нас этот поступок – дунамис. То есть вещь авторитетная, несущая победу, совершенно логичная и единственно верная.

Если кто-то этот стих использует для того, чтобы «наращивать» мощь, силу противостоять или порабощать (бесов), то, увы, это не правильно.  Здесь говорится о силе авторитета. Проповедь о кресте для нас – многообещающее свидетельство, укрепляющее, дающее опору. В том же значении нужно понимать и слово «сила» в следующем стихе.

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
(1Кор.1:23,24)

Для спасаемых распятый Христос и авторитет, и премудрость от Бога. Кстати, в 22-м стихе стоит слово «чудес», так вот, чтобы не было лишних вопросов, там используется слово «сэмейя» —  знамение.

А теперь самый любимый нами текст, который звучит в большинстве проповедей о силе. Думаю, это кому-то сильно не понравится.

4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
5 чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
(1Кор.2:4,5)

Возможно, вы обратили внимание, что в синодальном переводе слова «духа» и «силы» начинаются с маленькой буквы. Здесь переводчики никак не могут договориться. Одни пишут эти слова с большой, относя и дух и силу к Богу, другие с маленькой, как здесь, относя и то и другое к Павлу.

Казалось бы, чего проще. Смотрим на пятый стих и видим указание на силу Божью. Действительно, зачем мудрить? Берем это указание и делаем выводы. И, все же, и у тех и у других есть повод к размышлению.

Итак, и в 4-м и в 5-м стихах используются слова со знакомым нам корнем «дунамис». То есть, речь не идет о чудодейственном проявлении. Если и говорить о чудодейственном проявлении, то не через слово «сила», а через «явление духа». Но это, скорее, подачка, чем объяснение.

Ближе всего по смыслу к переводу оказываются, по моему мнению, переводчики Международного Библейского Общества (МБО):

4 И моя весть и моя проповедь были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в проявлении силы Духа,
5 чтобы ваша вера основывалась не на мудрости человеческой, а на силе Божьей.
(1Кор.2:4-5)

Я говорю, «по смыслу», потому что по тексту ближе синодальный. И вот почему. В исходном греческом тексте между словами «духа» и «силы» стоит союз «и». И, кажется, что синодальные переводчики здесь правы. Но, если анализируем смысл, то необходимость в этом союзе в этом месте для нашего перевода пропадает. Потому что говорится не о разных вещах, а об одной, просто указывается на разные проявления одного и того же.

Итак, Павел напоминает Коринфянам, что тогда, когда он приходил к ним, ему было очень трудно. Давайте прочитаем, как была основана церковь в Коринфе.

1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
2 И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним,
3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.
4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.
6 Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.
7 И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги.
8 Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились.
9 Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай,
10 ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.
11 И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.
12 Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище,
13 говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
14 Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас,
15 но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом.
16 И прогнал их от судилища.
17 А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том.
(Деян.18:1-17)

Итак, Павел, после Афин приходит в Коринф. Там находит евреев, занимающихся изготовлением талифов (ритуальное покрывало для мужчин). Как и раньше, Павел пошел в синагогу и там делал то, что умел. Он учил в синагоге. И вот, что меня удивило. Сначала я думал, как и все мы, что Павел в этой синагоге проповедует Христа. Но тут я читаю (будто раньше не видел) вот что.

4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.

Я не понял, что же Павел делал до прихода Силы и Тимофея? Итак, я смотрю в разные переводы. И МБО и РБО и перевод Давида Стерна в один голос говорят о том, что Павел евреев убеждал. Но в чем убеждал, если проповедовать об Иисусе стал лишь после прихода Силы и Тимофея? Если честно, я не вижу полноценного ответа на этот вопрос. На ум приходит лишь одно.

Павел, до прихода Силы и Тимофея не «убеждал», а «увещевал», т.е. наставлял  евреев общим вопросам жизни. Иначе говоря, Павел там вел себя как обычный иудей. Возможно, это был какой-то подготовительный этап. Что-то вроде того, как люди постепенно подводят слушающих к пониманию какого-то вопроса.  Если посмотреть на Деяния, то мы найдем немало таких примеров. Например, Стефан. Прежде чем он сказал о Христе, он прошелся по всему Ветхому Завету. Может быть и Павел делал что-то подобное. Готовил сознание евреев к принятию слова об Иисусе. Но, как понимаете, это лишь догадки. А текст не дает никакого по этому поводу пояснения.

Как бы там ни было, приходит Сила и Тимфей и Павел (нет там слова Дух) буквально охваченный словом начинает прямую проповедь Христа. В результате ему «противятся и злословят». Что делает Павел?

6 Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.
(Деян.18:6)

Смотрите, многое из того, что Павел позже преподает, он пережил на себе. Павел говорит, что евреи отвергли Христа, чтобы язычники получили весть. И вот это происходит с Павлом. Евреи отвергли Павла, и он, «отрясши одежды свои» идет к язычникам.

Он идет к язычнику (судя по всему) по имени Иуст. Буквально перешел из одного дома в другой. Однако не все были против Павла. Начальник синагоги по имени Крисп со всем своим домом принимает Христа. И многие Коринфяне. Итак, появилась новая церковь. И дальнейшие стихи открывают нам, в чем была проблема Павла, о которой он говорит в своем послании.

9 Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай,
10 ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.
(Деян.18:9,10)

Итак, судя по тому, что говорит Павлу Господь, Павел «боялся» так, что мог умолкнуть. И Павлу нужна была вера слову Божьему, чтобы при всех своих страхах продолжить проповедь. Кстати, Господь ничего не говорит о чудесах. Он не говорит, что явит чудеса, но что у Него здесь, в этом городе, много людей! Итак, мы еще не видим ничего из того, что обычно приписывают Павлу в Коринфе. Дальше – больше.

Павел продолжает в течение полутора лет наставлять христиан в Коринфе. И за это время Павел успевает оказаться в лапах иудеев. Его приводят в судилище, но Геллион прогнал евреев прочь. Мало того, греки (еллины) за такие дела сильно избили нового начальника синагоги – Сосфена.

И все, Павел, пробыв еще немало дней уплывает. Итак, что же мы видим? Ни одного упоминания о чуде. Может Лука что-то упустил? Не думаю. Лука, как нельзя подробно описывает все, что происходит чудесного в жизни апостолов. Не понимаю, зачем бы Луке обходить вопрос чудес в жизни Павла. Тем более что в других местах чудеса через Павла делались, и не мало.

Так что же получается? А получается, что когда Павел пишет

4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
5 чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
(1Кор.2:4,5)

под силой он понимает что-то иное. А именно то, что мы уже обнаружили. Дунамис – это не чудеса и не энергии. Дунамис – это сила потенции, сила угрозы или обещания, сила авторитета, действующая тем, что убеждает самим присутствием. Поэтому бесов не нужно было убеждать уходить, они уходили при первом же указании, не проявляя ни малейшего сопротивления.

Так как же Павел проявлял дух? Именно так, как написано в Деяниях. Когда ему было ужасно страшно, он остался и проповедовал. Было ли это видно? Безусловно. И вот в этом «бесстрашии», а точнее «победе над страхом» и проявилась сила духа Павла. А если еще точнее, то в этой победе проявилась сила Божьего Духа или авторитет Божьего Духа,  в Павле.

И говоря об этом, Павел учит, что наша вера должна основываться не  на авторитете человеческой мудрости, а на авторитете Бога. Тогда для нас не будет ничего невозможного.

Один комментарий к “Дунамис в послании Коринфянам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.