Дунамис в посланиях Павла

думаюС одной стороны, кажется, что уже найдено все, что нужно, для понимания слова «дунамис». Мы знаем значение, этого слова. Знаем роль этой силы. Даже знаем, что мы при рождении свыше уже получили эту силу, и знаем, как ее одеть, как мантию. Для этого нужно исполниться духом. И, все же, для чистоты исследования. Я должен пройти по всем местам, где используется слова с корнем «дунамис», чтобы потом, если возникнут вопросы, можно было сразу пояснить. И, все-таки, остается возможность того, что мы сможем найти еще, нечто очень важное. Так что, продолжаем до победного. И так как с Петром мы распрощались, то обращаемся к Павлу, потому что между этими посланиями слова с корнем «дунамис» не встречаются. Конечно, если не учитывать такие слова как «мочь», «смогли» и т.д. Некоторые из этих слов в греческом тоже имеют исследуемый нами корень. Но, не стоит множить сущности. Итак, вот первый отрывок.

3 (Павел призван для благовестия Божьего)о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
(Рим.1:3-5)

У Павла много таких длинных, витиеватых предложений, которые не только понять, а, просто, воспринять сложно. И выше приведен кусочек одного такого предложения. И, все же, мне кажется, Павел более понятен, чем Петр, речь которого мне кажется более скомканной и менее логичной. Ну, в общем, кому как.

Я упускаю первые два стиха, так как смысл всего послания нам не очень важен сейчас, лишь проследим ту мысль, которая тесно связана с исследуемым нами вопросом.  Итак, Павел говорит, что он избран или призван для служения проповеди или благовестия Божьего. И в третьем стихе он указывает, о чем именно говорится в этом благовестии. Точнее, о чем должен Павел проповедовать. И вот тема проповеди Павла – «О Сыне Божьем». Пока, вроде бы, все просто. Идем дальше.

Дальше звучат некоторые основополагающие утверждения, которых должен придерживаться каждый верующий. Это, так сказать, символ веры Павла. Иисус родился от двух природ – человеческой и святой (Божественной). По человеческой природе (по плоти) он родился от семени Давида. Для Павла (думаю не на пустом месте) это очень важно, что Иисус родился от царского семени. По Божественной природе – Он Сын Бога (4-й стих).

Открылся (3724): 1.устанавливать границу, 2.предназначать, (пред)определять;

Мы уже поняли, что Стронгу полностью доверять нельзя, так что, обратимся к древним.

1. устанавливать границу, определять границами – Геродот, Ксенофонт (устанавливать границы владений), Софокл (отводить место для жертвенников), Эсхил (включать в свои владения этот край), Ксенофонт (устанавливать у себя пограничные столбы);
2. служить границей, отделять – Ксенофонт, Геродот, Платон (отделять друг от друга наименее сходные элементы);
3. удалять, изгонять – Аристофан, Эврипид (быть вырванным из рук матери);
4. граничить, соприкасаться – Геродот;
5. рассекать, пересекать, переплывать – Эсхил;
6. устанавливать, предназначать, предписывать – Эсхил, Демосфен, Платон (Устанавливать срок), Софокл (предложить кому-либо удалиться), Палатинская Антология (обожествлять кого-либо);
7. давать определение, определять – Плутарх (определять размеры чего-либо), Лисий (определять справедливое в соответствии с законом), Платон (определять наслаждение как благо, то есть считать наслаждение благом);
8 (медиальный залог, об ипотечной задолженности) оценивать, заявлять – Демосфен (заявить, что дом обременен долгом в две тысячи (драхм)).

Итак, получаем, что Иисус не «открылся», а определился. То есть по некоторым границам или координатам стало известно или доказано, определено, что это Сын Божий. Это то же самое, что, когда мы смотрим на предмет, то предполагаем, что он имеет такую-то толщину. Но так это или нет, точно сказать сложно. Для точности мы берем линейку или ее модификацию – штангенциркуль. Приложив эту линейку к предмету, мы знаем точный размер. Так вот, Сын Божий тоже имеет свои координаты, или границы или измерения. И эти границы или координаты Павел объявил в своем послании.

Вот координаты Сына Божьего – сила, явленная в воскресении мертвых. И вновь мы упираемся в особое значение силы «дунамис», а здесь именно этот корень. Другими словами Иисус воскрешает мертвых не силой «кратос» и не силой «исхус», а именно «дунамис». И это, если мы понимаем значение слова, должно переворачивать все наше престарелое представление о воскресении мертвых.

Вот стандартный взгляд современных христиан. Большая часть из нас думает, что для воскресения из мертвых нужна некая энергия, что-то вроде электричества. Потому что смерть нам представляется чем-то вроде потери зарядки аккумулятора. Вот жил человек, жил и бензин закончился. Что нужно, чтобы воскресить? Правильно, залить бензин. Или зарядить аккумулятор. Но вот чего мы никак не можем себе уяснить. Смерть – это не разрядка и не опустошение бензобака. Смерть – это рабство, подчинение духу, имя которому – смерть. Смерть – это дух, который проявляет себя через человека таким образом, что в человеке наступает то, что мы видим.

А это может значить только одно. Никакая зарядка аккумулятора и никакие дополнительные усилия не помогут, а лишь отсрочат дату. Чтобы человек воскрес (именно воскрес, а не проснулся после летаргического сна), нужно освободить человека от власти духа, под именем смерть. А здесь никакая энергия не поможет.

Давайте пойдем от начала. Как смерть получила власть над миром?

12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.
(Рим.5:12)

Вот алгоритм, по которому смерть перешла на всех людей. Один человек, мы его знаем, это Адам, согрешил. Через этот грех смерть вошла в мир и начала царствовать. А теперь внимание, вопрос. Что сделал Адам, и что сделала смерть? Как выглядела та битва, в которой  человек проиграл? Были там молнии, проливалась ли кровь? Может Адам из последних сил пытался противостоять смерти, а она, такая сильная, что одолела Адама в честном бою? Или может она заколдовала как-то бедного Адама? Нет! Нет!! И НЕТ!!! Ничего подобного! Никакой крови не было пролито! Никаких молний, никаких драк и синяков. Все было просто и со вкусом. Смерть предложила человеку «пирожок», а человек не смог отказаться. Вот и все! Он не смог, значит проиграл. А если бы смог? Если бы отказался? Что тогда было бы? Тогда бы никакая смерть не могла бы войти в этот мир, и люди жили бы вечно! Так?

Как вы думаете, если человек профукал свое положение в «диалоге», то какая должна быть «драка», чтобы это положение вернуть? Пушки? Бомбы? Ничего подобного. Как проиграл, так же нужно и выиграть. Что сделал Иисус в пустыне? Иисус повторил разговор  Адама с дьяволом. И в этом разговоре устоял. Смерть же нужна не для этого. Смерть понадобилась не для того, чтобы вернуть ту власть, что была у Адама, а для того, чтобы примирить нас с Отцом. Это другая задача.

Правда, дьявол попытался еще раз отыграть свою потерю. Как ему  и положено, не честно. Уже не своими руками, а нашими. И оказался в глупом положении. Сделал то, чего от него и ожидалось. Но, я не об этом. Итак, в пустыне Иисус вернул то, что когда-то Адам утратил. Какую силу проявил Иисус в пустыне? Мы можем сказать, что там точно не было явлено никакой чудодейственной силы. Там не было молний и громов. Все, что делал Иисус – стоял на своем. Все остальное – лишь способ стоять. Это стояние «на своем» и есть Божья вера. И совершенно не важно, что ты в это думаешь. Если ты стоишь, ты еще верен. Если упал, то предал. А думать можешь все, что угодно. Но, думать надо то, что поможет тебе стоять.

Итак, Иисус остался верным, несмотря ни на что, и этим победил сатану. И этим победил смерть. И этим приобрел свой авторитет, как верного и непоколебимого Сына Божьего. Теперь, куда бы он ни шел, смерть без боя, так как уже знает исход, отдает ему свои владения. Это работает то, что и Матфей и Лука называют властью. Только Матфей, как человек пишущий для евреев и на еврейском языке, использует одно слово, которое переводчик и перевел одним греческим словом «экзусиан». А Лука, знакомый с греческим языком и пишущий для говорящих на греческом языке христиан, использует для того же смысла два слова – «экзусиан» и «дунамис». И оба эти слова передают в совокупности полный смысл слова «власть». Если «экзусиан» говорит о праве, позволении, возможности, то «дунамис» об авторитете, о силе производящей страх или повиновение. Но оба эти слова можно на русский перевести хорошо знакомым нам словом «власть», которое включает в себя оба эти значения.

Так вот, возвращаясь к тексту Павла, получаем. Что Сын Божий был определен по одному признаку – по власти или авторитету, который смерть, узнавая, уходила, оставляя человека свободным от своих оков.

Когда Иисус позволил «экзусиан» своим ученикам использовать Его Имя, то тем самым он их и наделил не только правом, но и «авторитетом» перед нечистыми духами, исцелять и воскрешать мертвых, то есть прогонять их с насиженных мест.

А вот Сам Иисус воскрес немного иначе. Можно себе представить, как обрадовалась смерть, когда Сын Божий попал в ее руки. Казалось, что теперь она отыграется на Нем, за все, что Он с ней делал последние три года. Но! Что произошло? Почему ей пришлось Его освободить?

4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
(Рим.6:4)

Как видно из этих строк, Сам Иисус воскрес не потому, что победил смерть в пустыне, а уже просто потому, что Иисус – Сын Бога. Может быть, она  в начале и обрадовалась, но потом поняла, что и здесь пролетела. Даже в смерти смерть не имеет на Иисуса никаких прав. Как мы видим из последнего стиха, здесь снова не действовала никакая энергия, а лишь слава! Это когда ребенок говорит обидчикам: «Вы мне ничего не сделаете! Мой Отец вас из под земли достанет!». И над кем-то обидчики посмеются. Но Этот не шутит, мы точно знаем, Кто Его Отец. Он это доказал уже. Так что, лучше «подобру-поздорову» отпустить.

Теперь, мы на всех углах кричим, что мы рождены свыше, и мы дети Божьи. Так вот, назваться то мы назвались, а являемся ли мы ими по сути?

Допустим, мы еще не оделись в силу «дунамис», т.е. в авторитет Христа.  Но ведь у нас есть Имя Христа. Вот с этим именем мы идем к больным, а болезнь – это этап смерти. Мы приходим и Именем Иисуса приказываем смерти уйти. Смерть смотрит на нас, и думает: «Кто его знает, есть у него право на это имя или нет. Последнее время все кому ни лень это имя используют. Погожу ка я уходить. Посмотрим, как он себя поведет». А христианин думает – «Ну вот, опять ничего не вышло». Опускает нос и уходит. Что думает смерть: «О, я так и думала, очередной пустобрех». Можно не напрягаться. Мало того, что он никто, еще и от Иисуса получит по шапке за незаконное использование Имени»!

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Матф.7:22,23)

Беззаконие здесь – использование Имени без «экзусиан», т.е. разрешения. Почему Иисус гневался на своих апостолов, когда они не смогли освободить мальчика? Потому что они тем самым дискредитировали Его имя! Они объявили, но не настояли, повели себя не как дети Божьи. А разве мы себя иначе ведем?

И вот где правда. Даже если нам таким дать, какую угодно, силу, одеть нас в Божий Дунамис, и наполнить всеми способностями чудодейственными, мы и там найдем способ как опозориться. Вот почему Иисус сначала 3 года дрессировал апостолов и учил исцелять без крещения Духом. Это уроки верности и послушания. И если ты одним лишь именем не способен прогнать болезнь – это апостольская двойка, которая вызывает у Иисуса гнев недовольства и нетерпения.

17 … о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? …
(Матф.17:17)

Но, значит ли это, что нам так же сначала нужно 3 года исцелять только именем? Нет, это не так. Если бы это было так, Иисус сказал бы ученикам, чтобы они возлагали руки только после того, как христианин исцелит 100 человек и трех воскресит. Но, судя по Деяниям Апостолов, последние возлагали руки для передачи Духа сразу же на новообращенных. Почему? Чтобы уже никто и никогда не проигрывал. Это раз! И два! Чтобы никто и никогда не мог сказать: «Вот, я выстоял, и поэтому победил». Но, чтобы вся слава полностью, без мелочей и проволочек переходила на Того, чьим Духом наполнены Божьи Дети. И тогда, даже самый слабый, действительно, может сказать: «Я силен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.