Второе послание Петра (часть 15)

думаюПроанализировав все, что мы читали, наверное, будет правильным внести определенную коррективу.  А именно то, что, если в 7-м стихе сказано, что современные небеса и современная земля сберегаются огню, это не означает с очевидностью, что и то и другое будет уничтожено.  В такой же мере может быть и то, что одно будет опаляемо другим, что мы и видим в предыдущей части. Где эти самые небеса приходят, или проходят, по всей видимости, очень близко, так, что от их присутствия, от их пламени, развязываются все тайны, и все дела становятся очевидными.  У нас есть выражение «развязать язык», которое означает, силой или угрозами заставить человека говорить, выдавая тайны.  И это «развязывание всех основ», очень похоже на такое развязывание, когда от страха и ужаса все начинают каяться и признаваться в своих грехах, только бы их миновала эта страшная участь.

И вот в связи с этим, Петр пишет дальше:

11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
(2Пет.3:11-13)

Если мы правильно поняли перевод 10 стиха и выше, то, по всей видимости, нам нужно разобраться и с переводом этих стихов, так как они уже не вписываются в исправленную картину событий. С другой стороны, если перевод этих стихов не подтвердит мое понимание текста, я буду вынужден извиниться и исправить все, вернув прежнее значение.

Если так все это разрушится

Итак, для начала обратим внимание на слово «разрушится», и убедимся, что это точно то же самое слово, что и в 10-м стихе. А это значит, что здесь его не нужно понимать как разрушение, но как развязывание, как и в 10-м стихе. Так вот, если таким образом вдруг заговорят все источники, все начала, все основания, то каковыми нужно быть тем, кто ожидает этого пришествия?

Надеюсь, мы понимаем, что огонь этот заставит и нас открыть свой рот, он и наши основания развяжет. И если этот ужас мы увидим своими глазами, то какими нам нужно быть в обычной жизни, какова должна быть наша святость в поведении и в благочестии? Мы уже в самой первой главе этого послания разбирали это слово. Это слово означает почтение, уважение, признание заслуг человека и уважение его уже за это, даже если он в чем-то может оказаться не прав. Мы это слово встретили в 3-м стихе, 6-м и 7-м стихах первой главы. Иначе говоря, Петр спрашивает, какова же должна быть чистота нашего поведения и почтение к тем, кого Бог почитает? Ведь и мы не скроем перед Ним ничего, сами все и выложим! Конечно, если успеем.

Ведь мы заявляем, что с нетерпением ожидаем Его пришествия! Но представляем ли мы себе, каково оно будет? Ведь в этот «день» произойдет, о чем пишет Петр, а именно:

12 … воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
(2Пет.3:12б)

Здесь слово разрушатся, то же самое. Только прежде Петр говорил об основах, о началах, то здесь он говорит уже о небесах. И судя из контекста, вижу вот что. Итак, небеса, в накопившейся Божьей ярости, полные огня, приступят, подойдут, ворвутся в этот мир, неся с собой весь этот гнев и огонь (это напоминание предыдущих стихов), и в этом гневе распаляясь, или еще больше воспламеняясь, небеса будут «развязываться». Если это слово прежде относилось к тем, кто это сделает от ужаса и страха, и означало что-то подобное «развязыванию языка», то здесь это же слово относится к тому, кто этот язык развязывает, и потому, скорее всего, нужно уже понимать как развязывание в  излиянии гнева. Это подобно тому, как человек, входя в ярость, перестает отдавать себе отчет в своем гневе, и делает много ужасного, будучи воспаляем этим гневом, разрываем им. И успокаивается лишь тогда, когда это гнев будет удовлетворен полностью. Лишь тогда возвращается способность смотреть на все здраво. Конечно, мы не можем сказать, что Бог когда-либо поступает без разума. Но мы знаем точно, что Бог может изливать свой гнев, и делает это с великим ужасом для всех.

Так вот, от этого разошедшегося гнева, от этих распалившихся небес, все те основы, о которых Петр сказал, что у них развяжутся языки, они растают, то есть исчезнет в них их гордость, их достоинство, они потеряют форму. Это может значить лишь одно. Если люди в своем безумии с гордостью опирались на науку, на свой опыт, на связи, на что угодно, то в этот день, все эти опоры поплывут так, что люди ощутят себя обгадившимися младенцами, ничего не понимающими в этом мире, опозоренными, униженными и совершенно раздавленными, в жутком страхе и трепете, ужасе и жажде собственной смерти.

Так вот, Петр обращается к христианам, и, намекая на причину появления этого послания, а именно то, что они с легкостью идут за разными учениями, потому что не имеют в себе твердого основания, т.е. не вцепились в него, он спрашивает: «Как же вы, христиане, это день сможете пережить? Неужели нам сегодня еще не ясно, что пока это не произошло, нужно готовить себя, очищаться, познавать Иисуса, учиться быть водимым Духом, овладевать Его властью над плотью и порабощать ее всеми известными нам силами.

Совершенно ясно, что любой христианин, если слова Петра дошли до его сознания, оказывается уже сегодня в некотором предвкушении этого ужаса. Может быть, даже, у кого-то могут опуститься руки. Но ясно, что Петр не мог умолчать и об этом. Это тоже необходимо знать и давать себе отчет в том, как мы живем в этом мире. Но, все же, чтобы «не переломить трость надломленную», он напоминает о некотором облегчении.

13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
(2Пет.3:13)

Если перевести ближе к тексту, то мы ожидаем нового неба и новой земли, «В» которых обитает праведность, справедливость, законность, и, что еще более важно, оправдание. Все эти слова – это перевод слова «правда», по Номерам Стронга (1343).

Связь одного с другим в том, что Божий гнев, как войска ангелов, сначала должны прийти, а уже потом, забрать своих. То есть момент Его прихода мы будем переживать прямо там же и вместе со всеми нечестивцами. А это значит, что мы будем находиться на стороне атакуемых. Во время войны, когда войска освободителей атакуют город, часто под снарядами освободителей гибнут и освобождаемые. Другими словами, придет гнев на землю и на всех на ней живущих, а мы в это время будем не на луне и не на Марсе, а прямо там же. Так что и нам предстоит пережить  этот ужас. И вот, «Божьи войска» спросят, кто мы? И нам не нужно будет ничего объяснять, потому что к тому моменту мы уже все выложим о себе. И кто мы, и какие мы и т.д. и т.п. Потому что все наши основания будут развязаны и расплавлены (если есть чему плавиться).

И осматривая все послание Петра, вот секрет спасения. Если мы родились от Бога и имеем в себе Дух Христов, которому отдали всю власть, то во время этого ужаса, единственное, что мы сможем говорить – это то, что будет говорить Христос. Если же нет, то будет говорить плоть. И вот тут эта разделительная черта. Либо мы Христовы, либо плотские. Итак, Божий огонь проверяет все и все доказывает.

Итак, приход Бога, без сомнения самое радостное событие, но радость эта придет не сразу, а после Его ярости, когда у мира уже будут развязаны языки и все дела будут обнаружены. И тогда Иисус одних поставит по правую сторону, а других по левую…

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
 (2Пет.3:14-16)

Потщитесь (4704): 1.спешить, торопиться; 2.стараться, стремиться, усердствовать, прилагать усилие;

Древние:

  • Спешить, торопиться – Аристофан;
  • Деятельно заниматься, прилагать старания, усердно стремиться – Ксенофонт, Платон и т.д.
  • Окружать попечением, заботиться – Платон, Ксенофонт, Демосфен, Плутарх, Палатинская Антология;
  • Говорить, поступать или принимать всерьез, относиться серьезно – Платон (он это серьезно говорит, или шутит?), Ксенофонт (с весьма серьезным выражением лица), Платон (ты принял всерьез то, что я подтрунил над тобой), Аристотель (игры должны быть подражанием будущим серьезным делам), Аристотель (не встречать к себе серьезного отношения, быть в пренебрежении).
  • Усердно работать, тщательно делать, старательно подготовлять –Платон (если бы он так же усердно работал, как другие), Платон(гоняться за физическими наслаждениями), Платон (изготовленный с удивительной тщательностью), Ксенофонт (приготовленные с величайшим старанием яства), Эврипид (ведь близко все, что является предметом упорного труда).

Новый Завет:

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
(2Пет.1:10)

15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
(2Пет.1:15)

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
(2Тим.2:15)

11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.
(Евр.4:11)

Думаю, довольно уже примеров, совершенно ясно, что это слово означает. Павел другими словами говорит о том же самом в одном из своих посланий:

24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
(1Кор.9:24-27)

Фактически здесь Павел повторяет слова Петра (или  наоборот) только на своем примере. Возвратимся к Петру.

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
(2Пет.3:14)

Неоскверненными (784): незапятнанный, непорочный, неоскверненный;

В Палатинской Антологии это слово использовано в значении «не имеющий пятен». Важно уяснить себе, что эта «запятнанность» не относится к мнению людей. Когда придет Божий гнев, ему будет совершенно все равно, что о тебе думают люди.

Новый Завет:

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
(Иак.1:27)

19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
(1Пет.1:19)

13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
(1Тим.6:13,14)

Непорочными (298): безукоризненный, безупречный, невинный;

Древние использовали это слово точно в таких значениях. В Новом Завете это слово в этой форме больше не используется.

Идея этих двух слов в параллели с «непорочным и чистым Агнцем». Если мы рождены свыше, то имеем Его непорочность и чистоту, которую надо сохранить, не запятнать.

Мире (1515): мир, безопасность, покой.

Почему-то сложилось уже так, что это слово понимается как этот Мир. Однако, здесь, все же, разговор о покое.

Явиться пред (2147): находить, обнаруживать.  Это слово мы уже рассматривали выше. Это как раз то самое слово, которое в синодальном переводе переведено как «сгорят». Помните: «земля и все дела на ней сгорят»? Здесь те же переводчики это же самое слово перевели как «явиться пред Ним». Так как это слово используется буквально рядом друг с другом, дает мне повод решить, что Петр хотел обратить на это внимание, провести параллель. Что же мы находим.

Он говорит: «когда небеса с шумом придут, то все дела на этой земле будут обнаружены». И тут же он продолжает: «постарайтесь, чтобы Он обнаружил вас чистыми и непорочными».  Это еще раз подтверждает тот факт, что мы на себе переживем ужас Его пришествия, и нам нужно будет встретить его достойно.

Итак, небольшой итог. Петр предупреждает нас о том, что Его приход будет и будет он не веселым, а страшным даже для нас. И очень важно, что в то время, как будут обнаружены все дела нечестивцев, чтобы наши дела были обнаружены чистыми, непорочными и «В МИРЕ», т.е. в покое. А это уже требование особого порядка. Это требование к нам, чтобы мы соблюдали этот мир. Что это значит? Это значит, что мы ответим, если мы с кем-то в ссоре и не сделали для примирения ничего. Да и за то, что потеряли с ним мир, тоже придется ответить. Это нужно делать срочно, так как мы не знаем, когда Он придет.

И совершенно логично, что тот факт, что Он медлит с приходом, это благо для нас же. Другими словами это и нас спасает. Что было бы, если бы Он пришел прямо сегодня?

15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
(2Пет.3:15,16)

Здесь еще Петр утверждает, что Павел писал об этом же, но по-своему. А люди не имея Духа Божьего его предупреждения извратили. Кстати, это все произошло еще в первом веке. Если еще в первом веке послания Павла извратили, чего ожидать от века двадцать первого?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.