Второе послание Петра (часть 12)

думаюЧто же мы читали? Петр перед своей смертью, очевидно, говорит о самом главном. Его послание – это послание выстрел, последний вздох, если позволите – завещание.  Это благословение и поручение умирающего отца своим детям. И в этом своем последнем выдохе Петр указывает главные признаки правильного хождение с Господом. Их всего семь: вера, мужество, знание, самообладание, стойкость или твердость, братское отношение и любовь. Можно много говорить о взаимоотношениях этих признаков, но факт, что именно они являются определяющими для Петра.

Если можно заметить, как ни странно, здесь нет таких слов как «святость», «непорочность» и т.д. Возникает законный вопрос: «Петр, может ты что-то забыл?». Но нет, Петр ничего не забыл. Святость и непорочность, это не наша заслуга и не наше дело, это дело Христа в Нас. Он наша святость и наша непорочность. А все что мы – это «одежда запачканная».

Далее, Петр дает эти 7 признаков, чтобы мы не увлеклись чем-то иным. Если мы будем за них держаться, то никакое другое учение, как бы увлекательно оно не было, не обманет нас. Потому что из нашей среды возникнут много такого рода учителей, которые постараются увести нас от истины. И признаки этих учителей Петр тоже перечисляет: пренебрежение властью, дерзость (смелость без головы), самонадеянность (действия по своей воле), не боятся ругать тех, кто заслужил почтение своей жизнью.

Апостол не забыл показать и их природу, т.е. то, что ими владеет, описывая их как животных, как «буренок» на пастбище, которым кроме травки, солнышка и бычков больше ничего не нужно. Это их счастье и мечта, тогда как для них давно заготовлен топор. Это те, кто однажды получил от Господа защиту, а потом вновь вернулся к своей блевотине.

1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
(2Пет.3:1,2)

Обязательно нужно обратить внимание на обращение Петра. Он называет христиан «возлюбленными». В греческом тексте так и есть – любимые, возлюбленные, дорогие. Корень этого слова – агапе, т.е. любовь жертвенная, безусловная.

Петр обращается к христианам как к тем, кого он любит без всяких условий, жертвуя для них всем, что у него есть.

Напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл.

Возбуждаю (1326): 1.пробуждать, будить, разбудить; (сред.залог – страдат) просыпаться, пробуждаться, вставать; 2.возбуждать, вызывать, волновать.

Смысл(1271): 1.разум, разумение, сознание; 2.мысль, мнение, взгляд, расположение, смысл; 3.образ мыслей, помышление сердца, дух; 4.замысел, намерение.

Древние:

  • Замысел, намерение – Эсхил, Геродот, Фукидид (намереваться сделать что-либо);
  • Мысль, мнение, взгляд – Аристотель;
  • Образ мыслей, духовный облик – Исократ (название «эллины» обозначает, по видимому, уже не племя, а образ мыслей);
  • Размышление, мышление – Аристотель, Платон (размышление есть внутренняя и беззвучная беседа сознания с самим собой);
  • Разум, сознание, дух – Аристотель;
  • Смысл, значение – Лисий, Платон, Аристотель.

Чистый (1506): чистый, искренний;

Древние:

  • Чистый, беспримесный – Аристотель;
  • Чистый, непорочный – Аристотель;
  • Ясный – Полибий (когда уже совсем рассвело);
  • Тщательно обособленный, не перемешанный – Ксенофонт;
  • Чистый, не эмпирический, абсолютный – Платон;
  • Истый, подлинный – Ксенофонт.

9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
(Фил.1:9,10)

Итак, Петр говорит, что своим напоминанием, своим посланием, завещанием он пробуждает, будит, запускает, если не работает, заставляет работать, волноваться, действовать их сознание, разум, интеллект.  То есть он хочет, чтобы христиане начали думать определенным образом. Он не просто передает им сем признаков истинного пути и признаки лжеучителей, а хочет, чтобы это застряло в их сознании. Чтобы это их сознание ухватилось за них, «вгрызлось» в слова Петра и держалось всем, чем можно. И то, что Петр апеллирует к «чистому» разуму, в контексте Писания понятно, что эта апелляция происходит к их духу, к новому человеку, рожденному по Богу, ко Христу в них. И если вспомнить слова Павла об обновлении ума, то становится ясно, что Петр здесь «взрывает» их «мозг», чтобы они начали думать иначе, не так как привыкли думать по плоти. Он своим посланием делает вклад в обновление их ума, взывая к тому уму, который пришел с рождением от Духа, чтобы последний завладел плотским сознанием и перелопатил его на свой лад.

Перестроим предложение

Вот еще, на что нужно обратить внимание. Предложение не заканчивается вторым стихом, оно продолжается аж до пятого. То есть до конца четвертого стиха. Пятый начинает уже следующее предложение. И этот факт нужно понять. Дело в том, что во всех этих 4х стихах заложена одна мысль и ее развитие.

Итак, Петр заставляет христиан думать по новому, и первое, что они должны делать –

2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
(2Пет.3:2)

В этих словах прослеживается интересная взаимосвязь двух эпох, или двух посланий.  Слова пророков ТАНАХА (Ветхого Завета) и новых пророков Христа.  Здесь, кстати, казус очередной. В греческом тексте нет слова «преданную».  Судя по всему нужно связать слова пророков Ветхого и Нового Завета одни словом. У нас должно получиться что-то вроде «слова пророков и Апостолов». Далее слово «заповедь» нужно отнести как к тем, так и к этим. То есть слова пророков и Апостолов – это заповедь Господа и Спасителя. Другими словами Петр говорит: «я пробуждаю ваш новый ум, чтобы вы вспомнили слова, как пророков Ветхого Завета, так и слова Апостолов, которые говорят об одной заповеди Господа и Спасителя. О какой заповеди идет речь?

То, что в синодальном переводе звучит как «Прежде всего знайте», судя по контексту должно звучать немного иначе.

Прежде (4412):во-первых, прежде всего, сперва;

Вот, кажется, все правильно.  Но давайте не будем спешить, взглянем на то, как это слово использовалось древними греками, а не европейскими переводчиками Библии:

  • Первый – Гомер (в первом (же) бою), Геродот (с первого же дня);
  • Первый, старший, главный – Геродот, Фукидид (главнейшие города), Софокл (военачальники), Аристотель (граждане первого податного класса), Софокл (первый по доблести), Фукидид (богатейший);
  • Первый, передний, начальный – Ксенофонт (с самого (же) начала), Гомер (на конце дышла), Гомер (наружные двери), Софокл (на рассвете), Аристотель (передние зубы), Аристотель (первое небо, то есть сфера «неподвижных» звезд);
  • Предыдущий, прежний  — Новый Завет;

(есть еще философское и математическое значение)

И вот что интересно. Нигде здесь нет намека на перевод мистера Стронга. А о чем же говорят нам древние греки? Они нам говорят не о важности, не о том, что нужно сделать «прежде всего», а о начале, о том, что было сначала, что произошло первым.

Далее, как я уже сказал, третий стих, это не новое предложение, а прямое продолжение первого и второго стихов. Так что же здесь написано? Я думаю, вот что:

«Я пробуждаю ваш новый ум, чтобы вы вспомнили слова пророков двух Заветов о заповеди Господа, от начала знавших …», и дальше по тексту.

Так что же заповедал нам Господь или Адонай, Иисус, пришедший в Его имени? Что Он знал от начала и о чем хочет предупредить?

3 … что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
(2Пет.3:3б,4)

Итак, если мы слышим такие разговоры сегодня, то это не новость для Христа и для Апостолов. Это не новость даже для древних пророков. Потому что от самого начала все это было известно всем святым Божьим людям. Это не что-то странное для нас, это исполнение Божьего предупреждения. И если это исполняется, то, значит, все идет по Божьему плану, ошибки нет.

По сути, Петр здесь уже предупреждает о появлении атеизма. У которых одним из доказательств отсутствия Бога будет то, что Его прихода ждут уже многие поколения, а конца все не видно. Кроме того, в этот разряд попадают и люди, которые не то чтобы не верят в Бога, но считают Его неверным, не любящим, не соблюдающим Свое слово. И в этой своей вере они позволяют себе нападать на Бога и его Слово. Полагая, что раз Бог не вступается, то, значит, Ему просто нет никакого дела до людей. А раз так, то гори оно все огнем, буду делать, что хочу.

Петр предупреждая такую философию настаивает, будит, возбуждает разум верующих уцепиться за 7 признаков и за обетования Божьи. Он поясняет это не логичностью их рассуждения. Указывает на их самообман. Но это в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.