Первое послание Петра (часть 6)

думаюПетр обращается к христианам, называя их избранными для благодати, которая открывается в явлении Иисуса Христа. Христос в нас, а значит мы не под законом, не под судом, не под осуждением. Грехи больше не вменяются, их больше нет, они остались со старыми нами. Мы – новое творение, мы – сыны Божьи, сотворенные по образу и подобию Иисуса Христа, который является образом и подобием Бога Отца. Но, христиане пытаются сами угодить Богу, думая, что Он только и делает, что судит и наказывает, судит и наказывает. По этому Петр отвечает им на их глупость так:

17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,
18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,
21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
(1Пет.1:17-21)

Здесь «по делам» в греческом звучит как «по каждому делу». То есть речь идет о том боге, которого христиане малой Асии рисуют для себя, мол, он по каждому маломальскому случаю судит и судит и судит. Логично, если они такого бога называют своим отцом, то ничего им не остается, как жить в постоянном страхе. Если и вы верите в ТАКОГО бога, то «со страхом проводите время странствования вашего», т.е. собственную жизнь.

Итак, всю жизнь находясь в страхе, все же знайте, что вы отвергли.

18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,
21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
(1Пет.1:18-21)

Суетная жизнь, преданная от отцов

Что мы понимаем под суетной жизнью? Мы, читая эти слова, скорее всего, относим их к чему-то греховному, т.е. жизни без веры в Бога.  Мы связываем суету с чем-то низким, например, беготней за зарплатой, угода разного рода начальникам, только чтобы тебя заметили или, наоборот, не заметили. А часто мы прямо относим суетную жизнь к жизни с бутылкой, наркотиками, развратом. Что-то в этом роде мы соотносим с этими словами. Но здесь есть 2 момента, на которые нужно обратить внимание:

  1. Жизни преданной от отцов.
  2. Контекст.

Жизнь преданная от отцов.

Итак, нам нужно разобраться о какой именно жизни шла речь.

Суетной (3152): суетный, тщетный, безрезультатный, бесцельный, безуспешный, бесплодный.
Использование древними:

  • Пустой, вздорный, безрассудный – Эсхил, Геродот, Эврипид.
  • Охваченный безумием, безумный – Софокл.
  • Напрасный, безуспешный, бесполезный – Платон, Эсхил, Демосфен, Полибий.
  • Оскорбительный, обидный – Геродот.
  • Дерзновенный, заносчивый – Эсхил, Софокл.

Использование в Новом Завете:

15 мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
(Деян.14:15)

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
(Иак.1:26)

17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
(1Кор.15:17)

9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
(Тит.3:9)

Итак, речь идет о чем-то пустом, ложном, тщетном, безрезультатном, бесплодном, безумном.

Жизни (391): образ жизни, поведение, житие.
Использование древними:

  • Перевертывание, опрокидывание – Эврипид (опрокинуть что-либо).
  • Поворачивание, поворот – Ксенофонт, Фукидид, Полибий (сделав поворот), Секст (наоборот).
  • Возвращение – Софокл, Ксенофонт.
  • Пребывание – Плутарх.
  • Местопребывание, пристанище – Эсхил.
  • Образ жизни, поведение – Полибий, Диоген Лаэртский.
  • Отсрочки, время – Плутарх, Диодор, Полибий (давать кому-либо срок для чего-либо).

Есть еще употребления, но они либо грамматические, либо риторические, нам не интересно.

Употребление в Новом Завете:

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
(Иак.3:13)

15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
(1Пет.1:15)

12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
(1Пет.2:12)

12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
(1Пет.2:12)

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
(1Пет.3:1)

7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
(2Пет.2:7)

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
(Гал.1:13)

Подводим некий итог. Мы были искуплены от ложной, пустой, бесплодной жизни, пустого поведения, безумных поступков. При этом, судя по приведенным примерам, под суетной жизнью вполне может оказаться жизнь в вере. Это такая жизнь, когда мы верим в Бога (бесы тоже веруют и трепещут), но вместо исполнения Божьей воли, делаем что-то совершенно другое.  Или рассуждаем о родословии или о законе и спорим. Спорить, значит сильно акцентировать  свое внимание на каких-то убеждениях, доказывая свою правоту.

Контекст

Из того, что мы успели прочесть в этом послании, можно заключить, что Петр говорит об истинном спасении, которое возможно лишь через рождение свыше и ложном, или суетном спасении, когда человек пытается стать хорошим и тем самым добиться своего оправдания. Получается, что именно это заблуждение Петр  и называет той самой суетной жизнью. И здесь нет разницы, были бы эти люди иудеями или язычниками. Мы знаем, что эти христиане  по природе – язычники. Но все языческие верования стоят на том же убеждении – будь хорошим, и тебе будет хорошо. Какие бы боги не были в языческом пантеоне, все они требуют от человека некоторого поведения, которое они уже оценивают и выносят свои приговоры. Петр же говорит совсем о другом – спасение через новое рождение.

На самом деле, что нужно сделать с человеком, чтобы он из плохого стал хорошим? Воспитание не сделает его хорошим. Человек лишь научится сдерживать или маскировать свои плохие черты. Нельзя стакан сделать целым. Его можно склеить, но новым, целым он не станет. Чтобы стакан стал целым как раньше, его нужно переплавить. То есть разбить, расплавить и пройти полную обработку как новый стакан. Человек тоже не станет хорошим, как бы его не воспитывали. Вот почему нет никакой «христианской морали».  Чтобы человек стал другим, он должен другим родиться. Именно это удивительное действие и предлагает Христос. Именно это предлагают и Петр и Павел.

Итак, Петр утверждает, что, если христиане хотят верить в бога (умышленно ставлю маленькую букву), который только и делает, что судит и наказывает, то, «флаг им в руки». Только нужно помнить две вещи. Первое —  нет ничего более страшного, потому что мы все ошибаемся, а за каждую такую ошибку такой бог обязательно накажет. И второе – такой образ мышление, по сути, является отказом, отречением от Божего пути спасения. В то время как Бог ради этого Своего пути отдал своего Сына. Иисус ради этого пути пролил свою кровь. Он своим телом прочувствовал наше спасение в полной мере.

20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,
21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
(1Пет.1:18-21)

Предназначенного (4267): предузнать, знать наперед, предвидеть.

Употребление в Новом Завете:

5 они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.
(Деян.26:5)

17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
(2Пет.3:17)

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
(Рим.8:29)

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
(Рим.11:2)

Вот интересно, оказывается речь идет не о предназначении, а о предузнании!  Мы, читая эти стихи думаем о Боге, который назначил Своему Сыну будущее. Но, судя по всему здесь идет речь о другом. Не Бог предназначил, а люди предузнали. Если вспомнить все, что мы прочли ранее в послании Петра, то найдем уже указание на это. Петр говорит о пророках, которые пытались познать, когда все это будет. Их предузнание было чем-то интуитивным, как бы через закопченное стекло ( как говорит Павел). Точно так же, когда  мир греха еще только «собирался» появиться, когда первые намеки на грех лишь зарождались, уже тогда Адам (это было именем как мужчины, так и женщины, так как имя Ева дано было женщине мужчиной после грехопадения) чувствовал необходимость чего-то нового, что могло бы помочь и ему, первому человеку.

Вот немного о первых намеках на грех.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
(Быт.2:18)

Смотрите, еще нет женщины, а «не хорошо» уже есть. Вот это «не хорошо» переживалось самим Адамом, и это «не хорошо» увидел Бог. Потом Бог творит женщину ( под тем же именем) и люди падают в грехопадение. И вот звучит пророчество, которое произнес Сам Бог:

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
(Быт.3:14,15)

Нас из этого всего интересует лишь 15й стих. Семя жены – абсурд для еврея, так как семя есть лишь у мужчины. Мы же знаем лишь одну женщину, которая родила без семени мужчины – Мария, мать Иисуса. Иисус – семя жены. Если смотреть с другой стороны – Бог везде называет свой народ, своей женой. В Откровении Иоанна, чистая жена названа церковью. Итак, «между тобою» , т.е. змеем, дьяволом  и между женою – народом Божьим, церковью, «между семенем твоим» — последователями сатаны, теми, кто не верит в Иисуса, и «семенем ее» — последователями Христа.

Итак, о приходе Мессии первые люди уже знали. И знали еще до грехопадения (плохо человеку быть одному). Но роль Иисуса стала понятна лишь сейчас, т.е. 2000 лет назад. И эта роль стала явна только для нас, последователей Иисуса. Его Бог воскресил и дал славу Того, который исцеляет всех, как хороших, так и плохих. И именно такого, исцеляющего всех, как плохих так и хороших, Бог воскресил, чем показал и свою сущность. Бог, воскресивший Того, кто любит всех, воскресил Его именно по этому (кроме всего прочего).  Значит, Бог любит так же всех. Он не тот, кто судит по каждому делу и наказывает, Он Тот, кто спасает по каждому делу, исцеляет и воскрешает, без разбора на хороших и плохих.

Итак, по сути, если мы пытаемся угодить Богу своими делами, потому что думаем, что Бог наказывает провинившихся и награждает хороших, то мы отрекается от настоящего Бога, который любит каждого и дал всем без разбора возможность спасения через новое рождение. Отрекаемся и от жертвы Иисуса, который своими ранами принес нам такое спасение. Потому что все (!) согрешили и лишены славы Божьей.

Первое послание Петра (часть 6): 9 комментариев

  1. На счёт 17-го стиха — союз «И» не вписывается в трактовочку.
    Если бы было : «А если вы называете Отцом…», или : » Но если вы называете Отцом…» — тогда — да. А так , это «И» — соединяет этот стих с предыдущим ,и только .

  2. странно! я по второму вопросу отписывался, но пост не сохранился?!
    Ну да ладно…я разобралсяsmile
    Спасибо!

  3. Все! Понял! Перечитав текст.
    Я то подумал, что Адам уже о Иисусе Христе знал. А Вы говорили о предузнании людьми, уже потомками Адама, а он лишь » чувствовал необходимость чего-то нового»

    Теперь уложилосьsmile
    спс!

  4. Сам извиняюсь за столь долгий игнор!!!
    По второму вопросу побоялся открыто написать, поэтому и непонятно:
    не согласен (не допонял и согласия нет), что о приходе Мессии люди знали до грехопадения.

    • Когда я писал, что о приходе Мессии люди знали аж до грехопадения, я сослался на текст из книги Бытие.

      18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
      (Быт.2:18)

      Здесь, вопреки расхожему мнению, что в раю все было замечательно, ясно говорится «не хорошо быть человеку одному». Почему так Бог решил? Потому что Он это увидел, а не потому что у него появилась такая идея. Итак, человеку уже в раю не все нравилось, а это говорит о другом, о том, что рано или поздно человек сойдет с тропки, а это значит, что ему нужен тот, кто его вернет, и «первым мессией» оказалась женщина. Ее роль была именно мессианской, но она ее не выдержала, и все последующие лидеры и люди от бога, все они несли в той или иной степени мессианскую роль, и каждый раз они являли недостаток именно Божественной природы, что и показывает еще до грехопадения нужду именно в Божьем Сыне такого рода как Иисус.

  5. Алексей, возникло 2 вопроса:
    1-й
    Как Вы уже писали в моменте обращения Иисуса к человеку одержимому «легиону», одни вопросы и приказы были обращены к человеку другие к духам зла.
    В данном обращении Бога к змию: «14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
    15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.»
    Я так понимаю 14 стих для змеи-животного, а 15-й для дъявола. Но почему между 14 и 15 стихами связь прямая, кажется что все обращение к змее? Как-будто все ей сказано?

    2-й вопрос
    «… Не Бог предназначил, а люди предузнали…»
    Все-таки не до конца «ощутил», что предузнал относится к Адаму (первым людям)! То что он «…чувствовал необходимость чего-то нового, что могло бы помочь и ему, первому человеку…» Да, согласен!
    Но «о приходе Мессии люди знали до грехопадения»…хм, не ясно (не согласие). Так же как Отец почувствовал, что Адаму «не хорошо», кажется он также и «предварил» Иисуса к будущему приходу.
    Вы то разобрались лучше и через себя пропустили данное исследование, поэтому прошу поясните. хочется уяснить, чтоб и самому понять и, в последствии, другим разъяснить.

    Спасибо!

    • Паша, привет! Почему-то пропустил этот пост, не заметил, когда ты его оставил. Я второй вопрос не понял, если не тяжело, поясни еще раз. А по первому так. Ветхий Завет, это собрание текстов, записанных древними людьми, т.е. древнее апостолов. И уж тем более симфония творения. В общем смысле, чем древнее язык, тем он более краток в написании и тем более содержателен. Иначе говоря, читая тексты Ветхого Завета, все время нужно учитывать, что древний писатель пишет так, чтобы сохранялось несколько уровней восприятия. Самый простой — это текст. вот, что вижу, то и читаю. Другой уровень, это то, что сам этот поверхностный текст разными параллелями и намеками указывает на некий дополнительный смысл, призванный расширить картину. Кроме того древние тексты описывают события кратко. Например в одной главе книги Битие, вместилась целая неделя, тогда как в Евангелии от Иоанна один разговор еле умещается в несколько глав. Это очень показательная вещь.
      Зачем я все это говорю? Симфония творения и описание грехопадения изначально были написаны на глиняных дощечках, и там не было шансов на подробности, но учитывая многоплановость текста мы видим вот что…

      Изначально Писание не упоминает о дьяволе. Текст сразу говорит о змее. Змей подошел, змей соблазнил и т.д. И в результате Бог говорит со змеем. Это мы сегодня понимаем, что духу нужно тело для реализации своих амбиций. Дьявол использует тело змея. Итак, первый план — змей виновник и к нему все претензии. Второй план — в теле змея дьявол, и в словах к змею Бог сразу же обращается к дьяволу. третий смысл, змей, как божье творение не имело права позволять дьяволу завладевать своим телом, по этому и получило все по списку. И, как обычно происходит пророчество, начинается разговор о земном и вдруг переходит к небесному, этого многие даже не понимают. Вот такой переход произошел в речи со змеем. Началось с обвинения животного, закончилось пророчеством об Иисусе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.