Первое послание Петра (часть 5)

 

думаюХристиане – пришельцы на этой земле, колонизаторы, призванные покорить Землю Божьей Власти. Кстати, первые христиане прекрасно с этим справлялись. Нас, христиан, Бог родил заново, благодаря тому, что Иисус умер и воскрес, вознесся и вытребовал у Отца Дух Святой, через Который мы и родились. И мы родились не для подчинение букве или приданию, которые по своей сути мертвы, а реальному, живому человеку – новому человеку, Христу в нас, Духу Святому. И если Он царствует в нашей жизни, то мы действительно свободны, потому что тогда делаем только то, что хотим, и это всегда правильно. А пока Его власть не утвердилась в нашей жизни, Бог Сам прикладывает все силы, чтобы наше такое спасение было, наконец исполнено. И это спасение, когда мы освобождаемся от всех желаний против Бога, от гнета похоти и т.д. через новое рождение, всегда была и остается тайной для ангелов. Об этом спасении мечтали пророки, но понимали, что оно не для их времени, а для нашего.

Теперь, когда мы получаем это спасение в последний день, то радуемся, хотя до этого, скорбим, ожидая его. И потому, что это невозможно донести умом и осознать, проповедь доверена только людям водимым Духом Святым. И все это не что иное, как благодать. То есть дается даром, без заслуг.

13 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
(1Пет.1:13-16)

Посему (1352): потому, вследствие чего, посему, итак. Это слово указывает на последовательность мысли, логику Петра. Если мы получили то, чего не понимают даже Ангелы, не получили величайшие пророки Земли, то какова должна быть наша реакция, на эту благодать? Если плюс ко всему этому истинное Евангелие можно передать только когда говоришь Духом Святым и никак иначе, и я уже не говорю о том, что за это Евангелие Иисус, Сын Божий, прошел через позорную смерть на кресте, то какова ценность и результативность этого Евангелия?

Поэтому «совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа».  Я умышленно пропустил некоторые дополнения, чтобы не потерять смысл сказанного. К ним мы еще вернемся, а пока нужно обратить внимание на указание, что благодать состоит в «явлении Иисуса Христа».  Вам не кажется это интересным? Нам подается, то есть в настоящем времени, сейчас.

Подаваемую (5342): нести, (при)носить, сносить, переносить, приводить; Слово указывает не на систематическое ношение, а на ношение от случая к случаю. Слово стоит в настоящем времени, пассивном залоге, винительном падеже. Это причастие/деепричастие.

Итак, это «подавание» благодати происходит в наше время, никак не в будущем и происходит от раза к разу, бессистемно. Это и понятно, так как разговор идет именно о спасении, которое заключается в явлении Иисуса Христа. Чтобы было понятнее перефразирую. Наше спасение от власти плоти заключено в явлении Иисуса Христа. А так как спасение нужно не всегда, так как атаки могут и происходят бессистемно, то и эта благодать (именно эта!) «подается» нам от раза к разу.

Теперь, нам указано полагаться на эту самую благодать. То есть, когда мы атакованы плотью, то есть, атакованы тем, что мы обычно воспринимаем как обстоятельства, чтобы нам устоять, нам нужно положиться на Божью гарантию в том, что, когда будет нужно, явится Иисус Христос. Здесь, при нашей жизни, прямо в нашей проблеме, разрушив тем самым силу этой проблемы.

На вопрос как полагаться, Петр так же отвечает «совершенно». Что это значит?

Совершенно (5049): совершенно, вполне, полностью. Петр учит ПОЛНОСТЬЮ полагаться на эту самую благодать, которая проявляется в великом даре – явлении Иисуса Христа прямо в гуще событий.  Понятно, что это явление происходит для нас. А победа становится явной для всех.

Еще два момента, говорящих о том, как положиться, или довериться этой благодати.

13 … препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
(1Пет.1:13)

Препоясав чресла ума вашего.

Когда мы разбирали послание к Ефесянам, то подробнейшим образом исследовали слово «чресла». Это слово означает не талию, как, возможно нам показалось бы, а бедра. Это очень странно, если учесть, что мы привыкли говорить о поясе, как узкой полоске ткани или кожи, которой подвязывают рубаху или халат. Некоторые даже основывают на этом целую догму о том, что препоясать чресла, по аналогии с рубахой, означает подвязывание чего-то расхлябанного,  чего-то такого, что нужно привести в порядок. Значит, препоясать чресла ума, это собрать мысли, навести в них порядок. Но, увы, нам не дается никакого шанса так толковать. Потому что речь идет не о тонкой полоске кожи, способной обнять лишь нашу талию. Речь идет о таком поясе, который способен обнять бедра! Это скорее нечто похожее на юбку. Если пойти по пути Павла, где подобный пояс – часть «всеоружия» Божьего, то под этим загадочным поясом следует понимать «броне-юбку».  А если точнее, то опоясание, которое носили римские воины. Это пояс с подвешенными на нем пластинами металла или толстой кожи. Такой пояс предназначался для защиты участка ниже талии и выше колен.

Далее, когда мы читаем в писании о чреслах, то находим указание на то, что под чреслами понималась сила стоять, или противостоять. Когда Божьи воины молились о победе, например царь Давид, то первое, о чем они просили – это поразить чресла!  Иначе говоря, бедра считались даже более важной частью тела в бою, чем сердце.

Теперь, возвращаясь к тексту послания Петра, что же мы должны уяснить из повеления «препоясать чресла ума».  Препоясать чресла, значит обеспечить защиту стойкости, твердости. Препоясать чресла ума, значит обеспечить защиту стойкости и твердости ума. То есть обеспечить непоколебимость мыслей, твердость. Сделать так, чтобы никакая чуждая мысль не могла сбить с толку, чтобы никакая идея или философия не были способны отвратить нас от Христова учения.

Бодрствуя.

Бодрствуя (3525):бодрствовать, быть бдительным, рассудительным, сдержанным. Древние так же использовали это слово для описания трезвости.

Бодрствовать, значит не позволять себе увлечься идеями, не рассудив о ней, поддавшись на ее привлекательность, заманчивость. Не дать себе оказаться усыпленным множеством слов и доводов. Все это позволит нам не колебаться, не суетиться, не сомневаться, но быть твердыми, основательными.

Итак, Петр убеждает нас совершенно полагаться на особенную благодать, которая заключена в явлении для нас Иисуса Христа в критические моменты нашей жизни. И, чтобы именно совершенно, а не отчасти полагаться на эту благодать, нам нужно оборонять наш разум, не позволять иным мыслям завладевать им.

14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
(1Пет.1:14-16)

Как послушные дети

Вот еще одна проблема перевода. Все бы ничего, но, контекст не позволяет делать нам такую вольность, которую допустили все переводчики, как синодального толка, так и разных Библейских Обществ. Мы, надеюсь, уже достаточно ясно поняли, что главенствующая идея у всех апостолов – это рождение свыше, рождение от Божьего Духа, Христос в нас. По этому нельзя переводить утверждение апостола, как нечто аллегорическое, когда идет речь о рождении или сыновстве или потомстве. В греческом тексте это место звучит немного иначе, а именно: «…как дети послушания».  Конечно, обычный переводчик тут же делает вывод, здесь, всего-навсего перефразированное «послушные дети». Но, контекст, дорогие мои, контекст. По этому я настаиваю не на «послушных детях», а на «детях послушания».

Когда мы рассматривали второй стих этой главы, то встречали уже это слово — «послушание».  Под послушанием понимается повиновение воли Христа, Который в нас, подчинение новому человеку. Теперь мы, рождены свыше, и имеем эту новою природу. Именно благодаря этой новой Божественной природе мы имеем ум христов.

16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
(1Кор.2:16)

Этот ум не в нашей голове. Наш мозг привык умствовать по-старому. Новый ум, в новой природе нового человека. Теперь этот ум не в голове, он в сердце. Нам еще предстоит переместить его оттуда в голову. Это и будет обновление ума нашего. Итак, родившись от Божественного Дыхания, мы родились в послушание. Иисус – образец истинного послушания. А теперь Христос в нас! Мы дети послушания. Иисус, будучи образцом этого послушания, ни разу не спрашивал Бога, что Ему делать.  Мы не находим этого ни в одной молитве. Этого нет даже в молитве «Отче наш». Вы скажете, а как же молитва в 17 главе евангелия от Иоанна, где Иисус просит прославить Его. Посмотрите внимательнее, и увидите, что там нет просьбы, а то, что переведено как просьба, на самом деле требование вернуть ту славу, которая была у Него, даже не как у Сына Божьего, а как у сына человеческого. Ту славу, которую люди, сыны человеческие потеряли в эдемском саду.

Может быть, что-то по поводу «да минует меня чаша сия»? Так это не просьба, точнее не реальная просьба, а вопль человеческой слабости, который Он же и подавил следующими словами «да воля не Моя, но Твоя да будет».

Иисус ничего не просит, не потому, что горд, а потому, что Он ничего не делает и так без Его воли, и все, что Ему нужно, Он имеет. Ему просто нечего просить. Все, что ему нужно – это Божий ум. Но Он рожден от Бога и Божий Ум уже в Нем присутствует. Поэтому и не только Иисус прямо и говорит «кто видел Меня, тот видел и Отца».

Теперь, мы имеем ум Христов, и все, что нужно, повиноваться этому уму, тем более, что наша натура, новая природа – дите этого повиновения.

Итак, нам как детям повиновения, а точнее, детям повиновения Духу Божьему указано:

14 …, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
(1Пет.1:14-16)

И тут вновь встречаем «затык». Указано то указано, да не все так как переведено. А именно слово «не сообразуйтесь», в переводе стоит в повелительном наклонении, а в греческом тексте в среднем или пассивном. Как вам это?

Так, чтобы нам не заблудиться, давайте посмотрим на текст в греческом варианте.

14. Как дети послушания, не сообразующиеся со страстями, которые были прежде в вашем незнании, 15. Но в соответствии со Святым, Который вас призвал, и сами станьте (будьте сделаны, закончены, доделаны) святыми во всяком поведении (всех поступках), 16. Потому что написано Святые будьте, потому что Я святой.
(1Пер.1:14-16)

Итак, повеление есть, но оно относится не к 14му стиху, а лишь к 15му. А в 14м указывается на то, какие мы сейчас. Если мы рождены свыше, то прямо сейчас мы дети послушания. И будучи детьми послушания, дословно «как дети послушания», мы не сообразуемся, т.е. не сравниваем свои поступки со страстями. Я понимаю, это одно из сложнейших мест в понимании Евангелия, но это очень важно.

В послании Иакова говорится о том, что мы, если не исполняем Слово Божье похожи на людей, которые разглядывают в зеркале свои природные черты, а потом уходят и забывают, какие они на самом деле. Слово Божье – это то, какие мы на самом деле, это наши природные черты. Читая Писания, слушая проповедь, мы слушаем о том, какие мы уже сейчас, а не завтра. И, отойдя от чтения, мы тут же забыли, о своих прекрасных характеристиках. Мы опять начинаем жить по старой природе.

Итак, мы дети послушания, и как дети послушания, мы не сообразуемся со страстями. Если же сообразуемся, то ведем себя не как дети послушания, а как дети плоти, т.е. как обычные люди.

Страстями (1939): желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение.

Здесь у нас опять проблема. Мы так привыкли к этому слову, что как только оно появляется на нашем горизонте, у нас срабатывает условный рефлекс. Мы тут же относим его к чему-то подобному обжорству, беспорядочной половой жизни, наркомании и воровству. Но, понять не можем того, что это же слово описывает вообще все желания. Иначе говоря, если я хочу добра, то это, то же самое слово. Это слово описывает все типы желаний, плохих и хороших. Говоря о хороших, мы переводим его как желание, говоря о плохих, как похоть или страсть.

Но о каких тогда желаниях идет речь в данном тексте, о хороших или плохих? Ни то и не другое. В Христианстве, в общем, нет хорошего и плохого. Есть по Духу и не по Духу. В данном же конкретном месте, сам Петр все объяснил.

14. Как дети послушания, не сообразующиеся с желаниями, которые были прежде в вашем незнании,

Итак, были одни желания, стали другие. Были желания, которые были в незнании, т.е. под властью плоти. Теперь, после рождения, появились новые желания, по воле Духа.

13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.
(Фил.2:13)

Значит, Петр сравнивает нас с детьми послушания, которые не сравнивают свою жизнь с теми старыми желаниями, а сравнивают с новыми, которые по Духу.

Вот это «по примеру» в синодальном переводе и «в соответствии» в моем предварительном, на самом деле, всего-навсего предлог.  Вы поняли, да, что здесь нет ни «примера» ни «соответствия». Все это от наших ассоциаций с предлогом, который можно перевести как (сверху)вниз, на, с, против, по, через, в, на. Выбирайте на вкус, что больше нравится. Нет, конечно, вкус тут не причём.

Что я этим хочу сказать, всего-лишь то, что поступки нужно не сравнивать, не сопоставлять с «новой властью», а поступать по этой власти. То есть, поступать по хотениям, которые дает эта «Новая Власть». Если сравнивать, это значит, нужно подумать, сравнить с писанием, помолиться, попоститься, вопросить пророка, посоветоваться с пастором и т.д. А, чтобы поступить «по», нужно просто подчиниться желанию, которое дается Божьим Духом. Все, что нужно – это знать, от кого пришло это желание. Вся мистика тут пропадает, так как переживается нами совершенно естественно, как будто это и есть обычное наше желание. Только раньше, мы точно так же хотели «сладости», а теперь Божьей воли.

Будьте (синодальный перевод, 1096): 1. Быть, становиться; 2.рождаться; 3.происходить, совершаться; 4.наступать, приходить. В тексте это слово стоит в виде Аорист, т.е. это событие уже совершилось, подобно английскому настоящему совершенному времени.

То есть это не совсем указание быть, а быть доделанным. К моменту речи быть завершенным объектом, причем извне. Это значит, что не мы сами это произвести должны, а «нечто» извне. И это «нечто» и есть Новый Человек, или Христос в нас, или Дух Святой принятый нами при рождении свыше.

Итак, не по примеру, не подражая Иисусу (!), а слушаясь «хотения» в нас самих, которое приходит от Иисуса, поступать по Его воле. То есть Петр не требует нас хорошо себя вести, а учит нас, подчинившись воле Духа Святого, просто плыть по Его течению и таким образом превратиться в то самое новое творение, которое всем своим поведением призвано прославлять Бога Отца. Тогда стих 16 зазвучит несколько иначе.

16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
(1Пет.1:16)

Вот как мы привыкли читать этот стих. Мы плохо себя ведем, и за это нам должно быть стыдно, потому что наш Господь свят. Значит, нам нужно поднапрячься и подражать Ему всей душой своей и сердцем, делая невозможное. Он свят, значит, нам быть не святыми – грех. Логично?

А вот как следует читать этот стих. Он свят! Теперь Он в нас! Он дает нам желания! По этому, делая все, что мы чувствуем, будучи рождены свыше, и отвергая все старое, как обман и ложь, мы становимся Его прямым отображением. Просто поступая по тем чувствам, которые приходят из нашего сердца, в котором теперь живет Он. Фактически получается, поступая по собственным желаниям, при условии, что прошлые желания мы идентифицируем как обман и атаки дьявола. В этом случае мы святы, но не потому, что напряглись и сделали невозможное, а потому что Он в нас живет, и теперь святость для нас естественна. Она – наша природа. Значит, текст 16го стиха мы читаем не как повеление, а как подарок (!).

Когда мы желаем кому то счастья, мы не приказываем им «будьте счастливы», мы желаем им быть такими. Здесь, не приказ быть святыми, а Его желание, мечта, подарок. Это когда на свадьбу кто-то дарит машину и квартиру, говоря, будьте счастливы. Иисус, дарит нам Себя, говоря, будьте святы. Почему святы? Потому что Иисус теперь в нас, а Он свят.  Вот и все. Надеюсь не очень устали и не заблудились. Если все в порядке, то, будьте счастливы, потому что Он в нас.

Первое послание Петра (часть 5): 4 комментария

  1. Вы говорите ЛОЖЬ!
    Иисус никогда и НИЧЕГО не вытребывал у Отца и к вашему сведению Он не человек, а Бог ИСТИННЫЙ и ВСЕМОГУЩИЙ!

    Ваши слова «То есть, когда мы атакованы плотью…». Плоть это всего лишь прах, а не знаете и не понимаете что вы искушаемы не плотью, но наполненностью вашего сердца…вашей души, в ней гнездятся все ваши пороки и только отвержением всего этого земного…мирского вы можете обрести истинную свободу в Господе! Он дает ее детям Своим, но не тому, кто воюет с плотью своей, это уже называется самоистязание и вы надеетесь изнуряя свою плоть победить ваши грехи! Не выйдет у вас ничего — вы так и останетесь ПЛОТСКИМ!
    Покаяние вам в помощь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.