Первое послание Петра (часть 1)

думаюВ прошлый раз, мы разобрались с четырьмя вопросами: кто, кому, когда, зачем. Сегодня мы, наконец, возьмемся за сам текст. На самом деле, я не очень ясно представляю себе, что мы там увидим. До сих пор видели много всего, но, что именно в этот раз Бог позволит увидеть, пока не знаю. Так что и для меня это будет приключением.

1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
(1Пет.1:1,2)

В прошлый раз мы рассматривали основные правила для понимания. Есть и другие, например, если какой-либо апостол что-нибудь написал, значит это крайне важная информация. Иначе говоря, у апостолов вообще нет лишних слов или слов для красивого словца. Они не заботятся о пустом. Например, то, что у Павла воспринимают как приветствие, потому что он вставляет определенную фразу в начало каждого послания, на самом деле не приветствие, а начало учения. Я имею в виду текст, где он желает церкви умножения мира и благодати. Так это не приветствие, а действительно желание мира и благодати, по той причине, что в церкви, куда он направляет свое послание, именно этого не хватает. И после этого «приветствия» Павел, как правило, начинает пояснять, почему у них этого не хватает.

Зачем я об этом говорю? В первом стихе апостол Петр заявляет, что он Апостол Иисуса Христа. Можно совершенно свободно, без оглядок, воспринимать это как указание на то, что его, апостола Петра, таковым не воспринимали.

Почему Петра не воспринимали как апостола? Я думаю, это очень просто. Потому что Петр никогда не работал с теми церквями, для которых написал свои послания. Христиане просто не знают ни его голоса, ни лица, ни почерка. Они, конечно же, слышали о том, что на момент написания в Рим прибыл апостол Петр. Но то, что он, вдруг, будет им писать, скорее всего никто не ожидал. Причины, почему именно Петр пишет это послание, а не Павел, кратко изложены в первой части.

Пришельцы.

Интересно, был ли кто из читающих, кто хотя бы в  шутку подумал, что речь идет об инопланетянах. Кого Петр называет таким интересным словом?

Пришельцы (3927): пребывающий на чужбине; как сущ. пришелец, странник;

Здесь может показаться, что речь идет о евреях, потому что для язычников Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния – родной дом. Но, как мы рассматривали в первой части, все же это не о евреях. Почему же тогда «пришельцы»?  Вот что пишет апостол Павел о верных божьих людях Ветхого Завета.

13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
(Евр.11:13-15)

После этого Павел говорит о вере в это особое отечество у этих людей. И в 1 м стихе следующей главы, учит, чтобы мы по их примеру так же утешались. Я имею в виду то, что мы, как христиане, люди новой природы. Мы родились от Бога и наше отечество не на Земле, а на Небе. Тот дом, где мы родились – это отечество не наше, но ветхого человека, который цепляется за все временное. А наша родина там, где живет Тот, от Которого мы родились.  Вот эта мысль, судя по всему, была общей для всех апостолов и насаждалась всем верующим, как одна из центральных.

Рассеянным.

Возможно кто-то вспомнил про «рассеянного с улицы Басейной».  Рассеянным (1290): это слово, которое по-гречески звучит как диаспора (ударение на последнее а).  Забавно, в словаре Номера Стронга так и написано – рассеяние. Мы сегодня часто употребляем это слово в греческой транскрипции, только ударение ставим на первое «а». И под этим подразумеваем локальное поселение каких-либо иностранцев одной народности.

Википедия описывает это слово так: часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.

Вот что по этому поводу говорит словарь Ожегова: ДИАСПОРА, -ы, ж. (книжн.). Люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины.

И вот на это хотелось бы обратить особое внимание. Это тоже выдержка из Википедии.

Изначально Диаспорой называлась общность граждан древнегреческих городов-государств, мигрировавших на вновь завоёванные территории с целью колонизации и ассимиляции последних.

Любопытно, намекал ли Петр на это последнее указание ( с целью колонизации и ассимиляции)? Судя по тому, что первое христианство было крайне агрессивным в отношении проповеди, мысль о «колонизации» была одной из важных.

24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
(Рим.14:24-26)

Смотрите, Павел так прямо и говорит – все народы должны быть покорены (слово указывает на агрессию) вере.

Возвращаемся к тексту. Здесь есть еще одно слово, которое переводчики, ради удобства чтения и понимания, перенесли в конец стиха. Это слово – «избранным».

Избранным.

Избранным (1588): избранный, отобранный. Вот как это слово употребляется в Новом Завете.

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
(Матф.22:2-14)

В этой притче Иисуса мы можем увидеть замечание о том, что не всякий, кто считает себя христианином, избран. Сегодня много людей, принадлежащих христианской религии, но кто из них останется на «брачном пире»? Если следовать логике притчи, то избранными здесь Иисус назвал тех, кто не просто отозвался на приглашение поесть «на халяву», а кто оценил это приглашение и почтил хозяина, найдя возможность одеться празднично. Речь не идет о жестком дресс-коде. В конце концов, хозяин пира по-хорошему спросил, в чем причина. Он же мог ответить, извиниться, сказать, что нет возможности. Но, причина была не в нужде, а в отношении к хозяину. Итак, возвращаясь к тексту Петра, видим, что он называет христиан избранными, т.е. почитающими «хозяина пира».

Далее, читая про избранных, видим, что именно о них вся забота. Ради избранных сокращаются дни страданий (Мф.24:22), лжехристы приложат все силы, чтобы дотянуться до избранных в своем обмане (Мф.24:24). Ангелы придут с трубой, чтобы собрать опять же избранных (Мф.24:31).  Бог быстро отвечает на молитвы именно избранных (Лук.18:7). Сам Иисус является избранным (Лук.23:35, 1Пет.2:4). Обвинять избранных бесполезно, на их защите стоит Сам Бог (Рим.8:33).

Вопрос, а как нам узнать, мы избраны или нет? А по каким бы характеристикам вы сделали бы кого-то из людей своим избранным. То есть, как мы с вами отбираем людей в друзья, в помощники, в команду и т.д.? Мы же всю свою жизнь этим занимаемся. Мы постоянно кого-то куда-то отбираем и отталкиваем. Кого-то мы притягиваем к себе, кого-то отвергаем.  Например, мы совершенно определенно отвергаем тех, кто отвергает нас. Даже если бы мы и хотели кого-то привлечь к себе из тех, кто нас отвергает, мы этого не можем.  Мы отвергнуты. Хотя мы и знаем, что все может измениться. Но на момент отвержения, мы не в состоянии что-то изменить. Нам нужно время. Мы отвергаем тех, кто нам не нравится. Мы принимаем тех, кто нам интересен, кто нам симпатичен, возможно, кто выгоден. И все это очень различно для разных людей. Но, вот что очень похоже — мы принимаем родных. И если мы не принимаем родных, это всеми воспринимается как уродство.  Родители принимают детей без всяких условий, даже если  те отвергают их.

Бог по определению – Отец. Это Его главное звание. Другое Его имя – любовь. Это основные критерии принятия людей. Если ты сын, ты принят. Если ты сын – ты любишь как Отец. И наоборот, если ты любишь так же как Он, ты сын, точно. Если же нет, то здесь уже два варианта, либо не сын, либо еще младенец и не можешь проявить свою природу. Помните притчу о пшенице и плевелах? Время покажет. Итак, сыновство – основное условие принятия или избранности. Притча про пир дана лишь для того, чтобы показать, что не все удостоятся Божьей Власти. Но лишь те, кто будет отобран Богом.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть (стать греч.) чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
(Иоан.1:11-13)

Итак, если ты принял Его, Он принял тебя и дал власть «екзусиан», дал разрешение, позволение, возможность, стать, родиться сыном Божьим. Все, что остается, воспользоваться этой возможностью. И тогда твое избрание совершится.

Так вот, Петр по умолчанию называет христиан избранными. Это не потому, что все до одного такие, но потому, что остальные его не интересуют. Его послание именно к избранным, а не к прихожанам по праздникам. Сегодня мы привыкли к другому термину, который в то время не был так распространен – рожденный свыше. По сути – это одно и то же.

Что же у нас получилось? Петр, указав на свое положение в церкви, обращается к христианам, как к армии захватчиков отобранных воинов особенного вида, разбросанных по территории предполагаемого захвата.

Особую роль в этом обращении занимает уже рассмотренное нами слово «избранным».  Это слово в греческом тексте стоит перед словом «пришельцам».  Все переводчики переносят его либо в конец первого стиха, либо в начало второго, что, по сути, одинаково.  И это действительно правильно, но, все же, теряется некий акцент. Дело в том, что, если оставить слово там, где оно стоит в исходном тексте, то оказывается, что оно адресовано на три подпункта. Как бы указывая нам на особенность именно в этом послании.

Давайте посмотрим, что я имею в виду.

  • Главное утверждение, Петр называет христиан избранными странниками или пришельцами, а, учитывая древнее использование слова диаспора, то и отборными войсками колонизаторов.
  • Первая причина, этот отбор произошел по «предведению Бога Отца».
  • Вторая причина, «при освящении от Духа».
  • Третья причина, «к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа.

С главным утверждением этого «втупления» мы разобрались, теперь о причинах. Итак, первая в том, что отбор произошел не на пустом месте. Этот отбор или избрание, принятие Богом, произошел по причине «предведения» Богом.

По предведению Бога Отца

Предведение (4268): предузнание, предвидение. Древние использовали это слово в значении предвидения или предсказания (Лукиан, Плутарх).  Здесь интересная мысль. Часто возникает вопрос о том, что, мол, Бог так запланировал все, что уже ничего не изменить. Но Писание не говорит нам о фатальности разного рода событий, нет никакого указания на судьбу или рок. Писание – это книга для творцов и о Творце. И когда говорится о событиях, о которых знал Бог то, чаще всего имеется в виду не то, что Бог все запрограммировал, а то, что Он предузнал или предвидел.

Понимаете, есть разница, заложить в программу события или предузнать, т.е. увидеть наперед, как будут развиваться события. Это не значит, что Бог не вмешивается в происходящее, но, большей частью Он оставляет все течь так, как течет. И по большей части только для того, чтобы все могло жить, а не существовать. Жить, значит идти своим путем, выбирать, быть свободным. Но, на самом деле эта тема достаточно широкая, чтобы в рамках одного послания уделять ей слишком много времени. Запомним лишь одно, это не программа, это предвидение, видение заранее. Это когда я бросаю мяч, желая куда-то попасть, но, в то время когда я бросил, подул сильный ветер, и еще до падения мяча я уже знал, что не попал. То, что я не попал, я предузнал, потому что заметил порыв ветра. Но, если бы я программировал, то просчитал бы путь, дал бы задание ветру дуть куда мне нужно и с мне нужной скоростью и в нужный момент еще бы и подкорректировал траекторию, так что не промахнулся бы никак.

Наша проблема в том, что Бог видит гораздо дальше и лучше чем мы. Он вообще находится вне времени, и видит все сразу, как на ладони (возможно, я заблуждаюсь в этом). Как бы там ни было, он видит дальше и лучше. И то, что Он знает многие детали, создает иллюзию, что все это Он Сам и запланировал.

Нет, нет и нет.  Как это ни странно, в своей великой милости, Бог, дав всему жизнь, вмешивается лишь тогда, когда ничего уже изменить нельзя и только по просьбе. Это в свою очередь не означает, что Ему все равно. Именно потому, что Ему не все равно, он свято хранит право человека и не только ошибаться и идти своим путем. Иначе все творение и человек были бы не людьми, а роботами. А роботы никогда не смогут стать Божьими детьми. Божьи дети должны с самого начала быть свободны.

Далее. Избрание или, точнее, предызбрание происходило не тогда, когда мы уже родились, а далеко, далеко в прошлом, от основания мира. Надо заметить, что вот это привычное выражение «от основания мира», мы не очень верно понимаем. Основание – т.е. начало созидания, мы, вроде бы, понимаем хорошо, а вот второе слово путаем. Здесь стоит слово, которое звучит как «космос». Это слово интересно тем, что при прямом переводе мы получаем слово «мир», а смысл  этого мира оказывается совершенно иной. Это не мир, как Божье творение, это мир как прикраса, обман. Это то, что мы называем «сей мир». Это мир обмана, лжи, греха. Так вот, выражение «от основания мира», почти всегда значит одно – «с момента зарождения мира греха».

Так вот, с момента зарождения мира греха, Бог, включается в войну за освобождение своих детей от власти греха. Тут еще одно важное утверждение. Бог не воюет с грешниками, заставляя их жить правильно. Бог воюет с грехом, чтобы сделать «грешника» свободным от рабства греха, или от рабства мира обмана. И в этой войне Бог, всматриваясь в будущее спланировал главное – путь победы, т.е. путь свободы для Его детей.

Этот путь как прост, так и сложен. Он заключается в одной тайне, которую Павел назвал тайной домостроительства. Это план легко описать. В особенное время нужно родить человека. Именно родить, а не создать. Родить не от плоти, но от Самого Бога, с Его природой и всею наследственностью.  Его новая, божественная природа сделает Его способным победить мир прикрасы и позволит научить других, как получить это рождение. Дальше уже начнется цепная реакция. Люди, получив из рук нового человека эту тайну, приобретая новую природу, начнут гнать врага и в определенное время победят окончательно.

И само избрание происходит очень просто. Это избрание обычно нами рисуется, как будто Бог сидит в кресле, и ангел ему подает список людей. Бог, почесав пером затылок, перед какими-то именами поставил плюсики, а перед другими минусы. На самом деле ничего подобного нет. Такого избрания не происходило и не происходит. Избрание действует другим способом. И мы его уже читали:

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
(Иоан.1:11-13)

Ты принял Иисуса, получил возможность родиться. Воспользовался возможностью, избран.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
(Иоан.3:19)

Если ты возлюбил свет, суд свершился, ты избран. Если же тобой возлюблена тьма, суд тоже свершился, ты не избран.

Итак, Бог, предвидя все события, запланировал этот механизм и запустил его 2 тысячи лет назад на исполнение. Держит ли он этот механизм под контролем? Нет.  Даже в этом процессе человек должен оставаться свободным, т.е. сам делать выбор. Оставаться ли ему рабом тьмы или восстав перейти в лагерь света.

При освящении от Духа.

Освящении (38): святость, освящение, очищение. Это процесс, при котором освящаемое готовится к божественному употреблению. Если это предметы, их омывают, украшают, отделяют. Делают недоступными для другого употребления. Например, если Валтасар позволил себе пить из кубков посвященных Богу, то поплатился за это как за самое большое преступление. То, что принадлежит Богу, недоступно для другого использования. С другой стороны, святой или посвященный, значит лучший. Например, овец можно было отдавать Богу ТОЛЬКО самых качественных. Без пятна и порока. Итак, святой или посвященный – это лучший в своем роде и недоступный для постороннего использования.

Далее есть ряд моментов, которые лучше будет понять, если привести построчный перевод взятого высказывания.

2. … в освящении духа,…

Во-первых, предлог «в». Никак ни «при». Я не знаю, какой смысл вкладывали переводчики синодального издания в это «при», но сегодня, когда я читаю это «при», то вижу действие сопровождающее все остальное. Это «при» говорит о чем-то параллельном. Предлог «в», говорит о нахождении не «при», а внутри этого освящения. Не в сопровождении освящения, а внутри освящения, внутри события, будучи прямым участником, частью него.

Во-вторых, слово «духа». Всегда, когда мы встречаем слово «пневматос», не видим прямого указания на то, о каком духе идет речь. Толи это о Духе Святом, толи о человеческом. В данном тексте нет никаких намеков ни на одно, ни на другое. Переводчик должен сам догадаться, о каком духе идет речь. Большой соблазн повестись на идее троицы и решить, что здесь идет речь о триединстве Бога. И, если это так  (мы не ставим под сомнение триединство Бога, а лишь тот факт, что в этом конкретном тексте говорится о нем), то здесь Петр говорит о Духе Святом. Действительно, первая причина – предведение Бога, вторая освящение Духа Святого, третья – кровь Христа, Сына Божьего.

Но, если мы пойдем вслед за этой идеей, то нам придется заняться некоторой спекуляцией, добавив несуществующий предлог «от», или поменять падеж слова «дух». Получив, что-то похожее на «в освящении Духом».  Но, здесь нет ни того, ни другого. Нет никакого намека на предлог «от», и слово «духа» стоит в родительном падеже.  Что же получается? А получается то, что не о триединстве говорит Петр. Вообще во времена апостолов никто о триединстве не задумывался. Эта формулировка появилась сильно позже, и продвигалась с большим трудом. Петра же волновали другие вопросы. Он не занимался философией, не интересовали его поиски запредельных существований и объяснения невиданного. Его интересовали только погибающие люди и возможность их спасения, в отношение которого у апостола не было никаких вопросов. Он имел все ответы.

Что я вижу в этом пункте? Я вижу нечто иное. Здесь речь идет о процессе изменения человеческого духа. О процессе Божественной работы над вектором мысли избранного. Над его дыханием, если можно так сказать. Т.е. работа над тем, чем он дышит, в какую сторону и как.

Я вижу процесс, как Бог, запустив механизм спасения, дал людям   все возможности получить рождение от Бога. Получив это рождение, человек проходит процесс «взросления». Павел называет это «свержением тела плоти», «обновлением духом ума» и «укоренением во внутреннем человеке».  Вот это обновление, когда человек из старого образа мышления, постепенно переходит в совершенно новое, по образцу Божьему, и называется «в освящении духа».

К послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа

Послушанию (5218): послушание, покорность, повиновение.

16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?
(Рим.6:16)

4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
(2Кор.10:4-6)

По приведенным местам видно, что речь идет о таком повиновении, которым повинуются рабы или покоренные, пленные. Т.е. послушание высокой власти или превосходящей силе. Все встает на свои места тогда, когда мы вспоминаем учение Павла, которого, без сомнения, придерживались все апостолы. Это учение о том, что после рождения свыше мы имеем две противоборствующие природы. Одна – ветхий человек или плоть. Вторая – новый человек, Христос в нас. Обе эти природы всегда в состоянии войны и никогда не примирятся. Обе эти сущности – претенденты на трон нашей жизни. Теперь, если я слушаюсь ветхого человека, я унижаю нового, если слушаюсь нового, унижаю ветхого.  В любом случае я хозяин одного и раб другого, либо наоборот.  Если я раб нового человека, я нахожусь у него в послушании. Я слушаюсь желаний этого нового человека и исполняю их точно так же, как до рождения слушался и исполнял все желания своей старой природы. Если я хотел спать, я ложился спать. Если хотел есть, я ел. Если хотел выглядеть стройно и красиво, я делал все, чтобы добиться этого. Я всегда делал то, что, как мне казалось, хотел я. На самом деле этого хотела моя старая греховная природа. Теперь, точно так же, как было с греховной природой, нужно делать все, что хочу, только на этот раз, немного сложнее. Теперь я сразу хочу и добра и зла. Мне нужно и черное и белое. Оба царя требуют исполнения их волеизъявления. И мне нужно выбирать, чью волю я теперь буду исполнять. Это мое решение. Теперь я не слепой и должен понимать от кого исходит приказ. Мое послушание не должно строиться на пророчествах супер духовных людей, но на воле нового человека живущего прямо в моем сердце. Этот новый человек рожден от Бога, он всегда хочет только того, чего хочет Отец, поэтому все его желания святы и правильны. Именно послушание этому новому человеку и призвано сделать нас победителями в войне с миром прикрасы.

Окропление кровью – это параллель с пасхальным агнцем Моисея. Помните, на чьих косяках была кровь агнца, те дома ангел губитель обходил стороной, в других домах умирал первенец, в каком бы он ни был возрасте. То есть погибал самый ценный член семьи – наследие рода, его власть. По этой же аналогии, происходит и наша защита от гибели. На нас кровь Небесного Агнца, поэтому не может к нам прикоснуться рука губителя.

Итак, наше избрание произошло через предведение Бога Отца, через обновление нашего духа, где новый человек восседает на трон вместо ветхого, и кровь Агнца встает на нашу защиту.

И наконец, чтобы это все работало и усиливалось, потребовалась благодать, т.е. незаслуженное даяние Бога, нам, грешникам. Мы, будучи рабами смерти, по великой благодати, совершенно не заслуженно, получили царственное наследие. Во, что такое благодать. И теперь, чтобы дойти до зрелости, нужно еще больше этой благодати, т.е. Божьего терпения, прощения и милости. И в этом процессе так и будет. Чем мы взрослее в Духе, тем больше милости и благодати мы изливаем на людей и тем больше мы ее сами получаем. Тем больше мира в наших делах и поступках. Под миром здесь подразумевается покой, дружное отношение, взаимная любовь.

Кроме того, Петр лишь начинает свое послание. И его «да умножится» говорит о недостатке всего этого. Что в свою очередь указывает на то, что христиане ведут себя совсем не так, как от них ожидалось. И, именно поэтому им нужно больше снисхождения и прощения. И так как их поступки приводят к потере мира, т.е. покоя, дружбы, Петр желает им умножения этого покоя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.