Первое послание Петра (Введение)

думаюКаждый раз, исследуя послания апостолов, нужно помнить несколько правил. Кто, кому, когда и зачем. Это очень просто.

 

Кто – надо понимать, что за человек пишет послание. Если возможно, нужно уяснить его характер, возраст, отношения с теми, кому адресуется этот текст, в общем, все, что можно узнать. Чем больше информации, тем больше мы понимаем писателя, тем легче нам будет понять его письмо.

Кому – точно так же как писателя, нам нужно знать адресат. Что за человек, люди, характер церкви, собрания. Отношения с писателем.

Когда – не столько важны даты, сколько то, что они могут нам сказать. Другими словами, желательно, а иногда просто необходимо, знать историческое окружение. В какой атмосфере жили люди, кому было адресовано письмо. И как с первым вариантом, нужно знать как можно больше.

Зачем – это вообще самое главное. Очень часто слышны проповеди, основанные на посланиях, в которых сразу видно отсутствие этого пункта. Проповедники совсем не понимают ни цели, ни причины послания. В результате все выводы оказываются неверными. А ведь на этих выводах строятся учения.

Итак, давайте попытаемся разобраться в этих 4х вопросах.

Кто.

Из самого названия понятно, что речь идет об апостоле Петре. Я не буду углубляться в обсуждение его авторства. Скажу лишь, что после долгих споров, все же пришли к выводу, что это тот самый апостол, который трижды отрекся от Учителя и был прощен.

Что мы можем о нем сказать. Если говорить о нем по плоти, то мы знаем, что он достаточно вспыльчив, горяч, искренен. Не всегда способен сделать то, на что решается совершенно искренне. Искренне и горячо предан Господу. Ревностно добивается уважения и почтения со стороны Учителя. Немного труслив и от этого сильно страдает. Все это есть в Евангелии. Но, если говорить об этом же человеке, но по духу, то это человек, который способен встать среди 5 тысяч людей, в то время, когда таких как он преследуют, и так же горячо и ревностно проповедовать слово Иисуса. Призвание Петра – проповедь иудеям. Это очень удивительно, потому что Петр, всего-навсего рыбак. Если бы мы распределяли роли, то к иудеям бы послали самого образованного, способного думать глубоко и говорить витиевато. Петр же прямолинеен. В это же время Павел – апостол язычников. Тогда как мы бы, вероятнее всего, отправили  его к евреям. Но мы, вероятно, не так думаем как Бог. Потому что привыкли думать по человечески.

Итак, Петр, апостол евреев, горячий, самоотверженный, но пасует в житейских ситуациях. Он лучше себя чувствует в чем-то глобальном, агрессивном. А когда нужно быть верным в малом, тут, что-то случается. Такая ситуация произошла у Петра однажды, так что Павлу пришлось укорять и вразумлять апостола, который столп и утверждение истины.

Мы не знаем, как бурно реагировал Петр на укор Павла, но знаем, что в своих посланиях он всячески поддерживает апостола язычников (Павла), говоря о том, что его (Павла) сложные тексты, некоторые извращают. Так или иначе, Петр тесно пересекался с Павлом и их отношения не были простыми. Но, тот факт, что Петр пишет к церквям, которые были открыты Павлом и находились под его (Павла) опекой, все же говорит нам, что если и был конфликт, то он был решен положительно. Это тоже дает некоторый штрих к характеру Петра. Да, он горяч, но отходчив и дружелюбен. О том, что Бог усиленно работал с Петром всю его жизнь, говорит тот факт, что Петр, который вначале предал Иисуса, потом  лукавил и юлил между евреями и язычниками, за что и был укоряем Павлом, в конце, по собственной воле отдал себя на распятие, чтобы поддержать христиан, которых в это время львы на арене рвали на клочья.

И это не был поступок фанатика, но человека, который отдал свою жизнь, ради того, чтобы другие ее не потеряли. То есть, погибая, не отреклись от Господа, не сломались, не разуверились, не опустили руки. Это тоже сильный штрих к его портрету. Когда же его казнили, он попросил, чтобы его распяли вниз головой, объяснив эту просьбу тем, что недостоин быть распятым, как Господь.

Кому.

Петр пишет малазийским церквям. Это христиане из язычников, а не иудеев. Об этом можно судить по некоторым местам послания.

14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
(1Пет.1:14,15)

Вот это его «в неведении» (52): неведение, невежество. Такого нельзя сказать о христианах из иудеев. Только язычники не знают ни закона, ни Бога.

18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
(1Пет.1:18)

Суетная жизнь, преданная от отцов – скорее всего, говорит нам об отцах, которые не были послушны Богу или не знали Его.

10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
 (1Пет.2:10)

Здесь еще более понятно, речь идет о народе, который не знал Бога, не принадлежал к Его народу. То есть не из иудеев.

3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
 (1Пет.4:3,4)

Здесь тоже все понятно. Поступать по воле языческой могли лишь язычники. Иудеи могли поступать не по языческой воле, а по фарисейской, садуккейской, в конце концов, по иудейской.

Первый стих послания говорит о «рассеянных». Некоторые видят здесь указание на евреев, разбросанных вокруг. Но для этого нет оснований. Совершенно понятно, что идет речь о христианах, которые находятся (рассеяны) в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. Судя по разного рода данным Петр не проповедовал в этих местах. Здесь работал Павел. Почему же Петр пишет церквям в этих местах? Это мы поймем из последующих пунктов.

Когда.

К сожалению, никаких точных данных по этому поводу нет. Можно лишь судить по разного рода косвенным указаниям. Например, Петр пишет из Вавилона.

13 Приветствует вас избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне и Марк, сын мой.
 (1Пет.5:13)

После разного рода обсуждении толкователи пришли к выводу, что под Вавилоном (настоящий библейский Вавилон к тому времени лежал в руинах и выглядел, скорее, как пустыня) христиане понимали Рим. Многие свидетельствуют о пребывании Петра в Риме, но без какой-либо датировки или отсылки к какому-то событию, о дате которого известно. Но известно, что перечисленные выше церкви были основаны Павлом. А это он мог сделать лишь в третье свое путешествие, около 56-57 г. Значит это послание не могло появиться раньше.

Далее, в этом послании есть некоторые намеки на послание Павла Ефесянам и Галатам. Самое позднее, Ефесянам, появилось не ранее 61го года. Другой намек на время – нахождение Силуана, спутника Павла при Петре. Все это говорит о том, что Павел уже не может заниматься своими церквями. Вероятно он был в заключении и отправлен на суд кесаря в Рим (Деян. 26-27главы). Все это случилось в промежутке между 62-64м годом. Именно в это время императором Римской империи был Нерон, прославившийся своими жестокими «спектаклями» и сожжением Рима, вину за которое он возложил на христиан. Это время зверских расправ над последователями Христа. Расправ, обличенных в то, что мы называем «шоу». Время кровожадного тирана и самодура.

Почему

Как уже стало понятно из вышесказанного, Павел в заключении, церковь не может больше полагаться на руководство апостола. По этой причине, спутник Павла Силуан, идет за помощью к Петру. Но, Петр не так хорошо знаком с этими церквями. Все, что он знает, знает со слов Силуана. Поэтому его указания более общи, менее конкретны, но от этого не менее важны и истинны. Почему же Силуан вынужден был отправиться за помощью к апостолу иудеев?

Церковь переживает ряд проблем, потерян мир. Христиане переживают разного рода испытания, ставящие под угрозу само спасение верующих. Возможно это связано с разгулом Нерона. Но, вероятнее всего, как в случае с посланием Ефесянам и Колосянам, появились люди, извращающие Христово учение. Петр явно противостоит какому-то учению, связанному со служением ангелов, через которое христиане стали удаляться в плотское служение, по примеру иудейского или оккультного, языческого. И это поветрие привело к разного рода болезненным состояниям, как то злоба, коварство, лицемерие и прочее. И, самое главное, идя на поводу у этих философий они, по сути, как и Ефесяне, стали отходить от Христа и Его Слова. И, видимо все это наложилось на атмосферу гонений при Нероне.

В конечном счете, мы все это увидим более подробно, когда будем шаг за шагом исследовать это послание.

Один комментарий к “Первое послание Петра (Введение)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.