Послание Павла Ефесянам (часть 12)

думаюВот, думал, что продолжу только завтра. Но, компьютер сильно загружен пересчетом очередного ролика, так что у меня еще есть время, не сильно мучая технику записывать свои мысли. Итак, Павел, обвинив Ефесскую церковь в ее слепоте и глупости, молится, чтобы Бог дал им дух мудрости и откровения к познанию Его. После чего он знакомит их с Евангелием, с точки зрения той тайны, которая была открыта апостолам лишь после воскресения Иисуса и исполнения Его духом. И основываясь на откровении этой тайны Божьего домостроительства, Павел ждет от Ефесян 3 действия. Так как они, по определению, уже родились свыше, от них требуется свергнуть плоть, развернуться к Богу и посадить нового человека на свой трон. И, наконец, он говорит о том, как это сделать на практике.


И первое – сбросив с себя власть лжи, нужно быть открытым с этим новым человеком и говорить точно то же самое и точно так же, как он, новый человек, говорит.
Второе – нужно исполниться гневом по отношению к плоти, но не переходить из гнева к плоти на гнев к человеку. Гневаясь, нужно следить, чтобы слава Божья не угасла.
Третье – не давать плоти (дьяволу), ни малейшего дозволения или послабления.

28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
(Еф.4:28-32)

Итак, продолжаем чтение текста. Каждый раз, читая этот текст (стих 28), возникает мысль: «это не для меня, я же не ворую», и перескакиваю дальше. Я заметил, что многие читают это место точно так же. И у меня возникло следующее представление о церкви в Ефесе. Это были ХРИСТИАНЕ, которые ругались, воровали, приходили в ярость, извергали гнилые слова. Супер!

Но, если эта церковь именно такая, то почему Павел ни одной мыслью не обмолвился об этом с самого начала. Все, в чем Павел обвинял Ефесскую церковь – это измена учению Павла и стремление угодить Богу своим поведением, своими усилиями. Судя по этому обвинению, Ефесская церковь должна выглядеть совершенно иначе! Если христиане Ефеса поверили иудействующим ребяткам, то, как раз наоборот, они должны были бы выглядеть очень даже свято. Похоже, нам снова нужно смотреть в греческий текст.

И сразу, как только мы обращаемся к источнику, находим одно несоответствие. Я понимаю переводчика, который сталкивается с великой стеной непонимания текста, который он обязан перевести. И он, надрывая все свои силы, перешагивая через свое непонимание, как-то трактует этот текст. У него просто нет выбора. Ведь для правильного перевода, нужно точно знать, что имел в виду Павел, а, чтобы понять, что имел в виду Павел, нужно иметь правильный перевод. Проблема!

Если у меня спросят, что я выберу при понимании текста, правильный перевод или контекст, я, без колебаний, выберу контекст. Мне чихать на правильный перевод по одной причине. Правильных переводов масса. Все они правильные, но все отличаются друг от друга. Если все «правильные» переводы отличаются, значит, правильность – не показатель. Самый грамотный перевод делает машина. Но, если вы когда-нибудь читали этот машинный перевод, то поймете, что большую часть перевода всегда делает человек. А это уже не вопрос правильности, а вопрос лично переводчика. Что и как он понимает. Если переводчик не имеет откровения, он, при всем моем к нему уважении, никогда не переведет, так как нужно. Но, если ты не знаешь языка, но имеешь откровение, то тебе наплевать на перевод, ты знаешь то, что ты знаешь. И для тебя правильным будет именно то, что ты знаешь.

Контекст – это не откровение, но он всегда идет рядом с откровением. Контекст – это верный помощник мысли. Если бы мы имели дело напрямую с текстом, написанным Богом, то нам не нужно было бы никакого контекста. Но, мы имеем дело с текстом, написанным Богом через человека. И работа человека добавляет свои коррективы в Божий текст. И чтобы обнаружить Божье слово в тексте человека, нужно многое. Знать этого человека, знать об этом человеке, знать его привычки в письме, его стиль. Нужно так же знать атмосферу этого письма, что происходило вокруг, причину его написания и адресат. Из всего этого складываются предпосылки для понимания Божьего слова, принимаемого уже откровением. И, наконец, зная задачу человека автора, можно проследить течение его мысли. И тогда, можно быть совершенно уверенным, что все, что не попадает в этот поток, не верно. Так и работает закон контекста. Кто-то говорит, что для понимания контекста нужно прочесть 6 стихов до и 6 стихов после. Я говорю, что для понимания контекста нужно читать с самого начала и до самого конца. Упустим любую мелочь, потеряем мысль. Потеряем мысль, поймем превратно.

Извините, опять увлекся. Видите, в данный момент, я обязан подчинять свой ход мыслей, ходу мыслей Павла, его контексту. По этому, если и захожу куда-либо в сторону, обязан вернуться.

Итак, греческий текст. В самом начале предложения, стоит определенный артикль. Всем известно, что определенный артикль говорит нам о том, что мы сейчас ведем речь о том, что только что было в нашем внимании, о том, что нам в течение этого разговора знакомо или о том, на что мы сейчас указываем, как на объект нашего разговора.

Переводчик синодального издания перевел этот артикль словом «кто». Получилось: «Кто крал, впредь не кради». Но мы ничего не говорили до сих пор о воровстве среди христиан (по тексту). Павел не сделал ни одного вразумления ворам. Тогда откуда этот определенный артикль?

Если же, все же мы учтем этот артикль именно как артикль, т.е. признаем, что Павел указывает на нечто, о чем уже говорилось, то нам придется посмотреть на предыдущий текст. А предыдущий текст гласит: «И не давайте места дьяволу». И до этого речь шла о «низвержении» власти сатаны, власти плоти, власти дьявола. Если это учитываем, то получается все просто. Павел, продолжая разговор о воцарении нового человека, говорит об этой «революции» так: «этот ворующий впредь пусть не ворует». Этот ворующий и есть тот ветхий человек, который украл у вас все. Он поработил когда-то вас и заставил делать зло. Он вор. Так возьмите же власть над ним и пусть он больше никогда не ворует. Если он украл здоровье, отберите у него здоровье и заприте его в кандалы!

Но дальше Павел говорит еще интереснее! Я приведу свой утрированный перевод:

28. И пусть этот вор впредь не ворует, а вместо этого пусть работает, делая своими руками добро, чтобы передать его кому нужно.

Смотрите, Павел учит заставлять дьявола делать добро! Как это возможно? Очень просто. Если ты берешь врага в плен, надеваешь на него кандалы, то можешь заставить его делать все, что тебе угодно. Он раб, ты господин. Свергни плоть и поработи ее, сделай молчаливым слугой. Свергнув и поработив плоть, ты свергнешь и поработишь сатану. И он будет, хочет того или нет, выполнять твою добрую волю.

Смотрите, мы не отошли от контекста ни на йоту. Как Павел начал говорить о новой власти, так и продолжаем. Как он заявил о том, что мы должны действовать соответственно Божьему Духу в нас, так и продолжает эту мысль. Действуя в унисон с новым человеком, ты становишься царем в своей жизни и жизни близких тебе людей. Повторяя за этим новым человеком все, что он хочет, ты приобретаешь его власть и его славу. Он в тебе, и чем больше ты послушен ему, тем больше ты растешь, и возрастаешь в мужа совершенного, созданного по Великому Образу.

29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
(Еф.4:29,30)

Может показаться, что 29й и 30й стихи, говорят о разном. Но это не разные мысли, это одна мысль в противопоставлении. Что происходит, когда из уст ваших исходит гнилое слово? Это значит, вы дали место дьяволу. Это значит, вы сняли с плоти кандалы. А с другой стороны это значит, что вы вновь свергли нового человека с трона вашей жизни. Что может быть более оскорбительным?
Если вы сбрасываете с престола Дух Божий, как еще это назвать, если не оскорблением? Но, если вы «спелись» с новым человеком, то вы и говорите как он и действуете как он. Вы не можете от него отличаться! Всякое отличие – это угроза его власти в вас. Ничто не может унизить Бога, кроме унижения, которое приносят Ему его дети.

Итак, эти стихи, вновь о том же. Не о взаимоотношениях человека с человеком, как может показаться, а о взаимоотношениях нас, еще не осознавших себя в новой роли, с Божьим Духом, которым мы рождены. Следующие стихи, точно такое же противопоставление. Кратко можно сформулировать так: «Не так, а вот эдак».

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
(Еф.4:31,32)

Вопрос вызывает слово «гнев». Только что я перевел и объяснил, что Павел учит гневаться. Ясно, что гневаться учит он на плоть свою. Здесь же Павел как бы противоречит себе, говоря, что всякий, то есть любой гнев должен быть удален. Вот ведь, несостыковочка!

Ну, что же, давайте посмотрим в греческий исходник.

Проанализировав тексты, содержащие эти же греческие слова, можно прийти к выводу. Само слово не дает нам на это ответ. Но, тексты кое-что разъясняют. Эти слова в той или иной форме использованы для описания двух вещей. Гнева Божьего и гнева человеческого. Один – свят, другой не творит правды Божьей. Одно и то же слово, в разных руках, имеет разное значение. В данном случае их три, но одно из них используется только здесь, «во гневе вашем». А остальные два родственны друг другу. Разница лишь в том, в чьих руках этот гнев находится.

Итак, «гневайтесь и не согрешайте» — это гнев в руках нового человека, созданного по Богу. Гнев, который должен быть удален, это гнев в руках человека – «удален от вас». Итак, если вы гневаетесь вместе с Духом Божьим – это правильно и свято, если вместе с плотью, оскорбляете Его.

Итак, в 31м стихе вновь говорится о процессе «взятия Бастилии». Вот как мы делаем свой рейдерский захват. Мы уносим, удаляем, отнимаем, сбрасываем, с себя ярость и гнев, крик и злоречие со всякой злобой. Сбрасываем, лишая власти. Все это одежды плоти. Если все это пытается напасть на нас, нам нужно не поддаваться этому, и даже не противостоять этому, а именно срывать, сбрасывать, откидывать. Нам не нужно стоять как стенка в тесном соприкосновении со всей этой бандой. Откидывать, отбрасывать, удалять, вот наша задача.

И вот еще не менее интересный текст. Как я уже сказал, это противопоставление. 31 стих, одна сторона, как не надо. 32й стих другая, как надо. В 31 стихе – удалите все плохое, плохое НЕ надо. В 32м стихе, делайте вот что. И это противопоставление, как и раньше, не про отношения христианина с христианином, а про отношение меня, возрастающего во Христа, с новым человеком, который уже во Христе.

32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
(Еф.4:32)

Может показаться, что главная мысль – это будьте такими то и такими то. Но, главная мысль « как и Бог во Христе».

32. Становитесь же полезными друг другу, сострадательны, прощая сами себя (друг друга), как этот самый Бог, находясь во Христе, простил вас.

Здесь есть сложность, поэтому начну с конца. Как этот самый Бог, находясь во Христе, простил вас. Вот смотрите. Как Бог простил нас? Он простил нас каким – то образом, находясь во Христе. Вспомним, о чем вообще мы говорим все это время. Мы говорим о тайне – Христос в нас. Все это время мы только об этом и рассуждаем. И Павел, указывая на точную параллель, говорит нам, как мы должны поступать. Бог простил нас, будучи во Христе. Тайна – Христос в нас, изначально звучала как Бог во Христе. Он Первенец. Он — Тот, Кто это пережил. Христос, имея в Себе самом Бога, как мы нового человека, делал то, что Бог ему говорит, как и мы должны делать.

19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
(Иоан.5:19)

Вот этот определенный артикль, который я перевел как «этот самый», опять указывает нам на все того же нового человека. И этот новый человек – Бог. Что сделал Бог? Он, будучи во Христе, действовал через Христа. Что делал Христос? Он сбросил с трона плоть и Бога сделал Царем своей жизни. И далее, все его дела – это дела Бога, а Христос – облекшись в Него, стал Им окончательно. И на Голгофе это единство Человека и Бога стало очевидным и неопровержимым.

Теперь, вооружившись этим единством нас и нового человека, которого, правильнее было бы писать с большой буквы, можно возрастать в Него, становясь полезным руг для друга, сострадательным, и уметь прощать.

И этот процесс возрастания Павел называет «подражанием».

1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
(Еф.5:1)

Но, об этом в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.