Послание Павла Ефесянам (часть 5)

думаюВспомним, что мы прочли ранее. Павел особенным образом обличает Ефесян за то, что они так легко отреклись от Евангелия, решив, что нужно обязательное исполнение закона. Продолжая называться христианами, они, по сути, отказались от Христа. И Павел, пишет, что постоянно вспоминает о них в своих молитвах с одной целью. Он молит Бога, чтобы Тот послал им духа премудрости и откровения к познанию Его. Говоря тем, что они ослепли и ничего не видят.

Далее, он кратко излагает суть Евангелия, как его понимает апостол. И становится видно, что исполнение закона, как заповеди, отменено учением Христа, а разница между евреями и не евреями уничтожена Его смертью. Таким способом и устраивается мир между разными народами, объединяя их в одном Иисусе. И Учитель – это тот эталон, по которому должна сверяться жизнь каждого Его последователя, чтобы как здание, быть построенным правильно. Потому что, если жизнь верующего будет построена в прямом соответствии со Христом, то это уже будет не просто «христианин», а реальный ученик Иисуса. Это как храм против лачуги. Именно так, устраивая мир между всеми христианами, мы и должны созидать единый храм Бога.

1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
(Еф.3:1-7)

1й стих – продолжение мысли последнего стиха предыдущей главы. Именно для этого. Для чего этого? Именно для того, чтобы устроить тот единый храм. Храм, состоящий из когда-то разных людей, теперь братьев и сограждан друг другу. И, как видно из предыдущих текстов, это единство полностью строится на Христе, или, как мы говорим, на рождении от Бога, или рождении свыше.

Именно ради этого единения друг с другом и с Богом Павел стал «узником Иисуса Христа» за язычников.

Узник Иисуса

Само послание написано Павлом во время второго его заключения в тюрьме. Именно во время этого заключения его казнят. Но, в данном месте Павел, как бы играет словами. Павел еще тот юморист! И даже находясь в темнице, ожидая своей казни, он продолжает иронизировать. Это мы уже увидели по его приветствию.

Здесь нечто похожее. Являясь узником у властей Рима, однако, он говорит, что является узником Иисуса. И в этой игре слов выкристаллизовывается смысл его заключения. Он в тюрьме ради Иисуса. Будучи «пленником Христа», он не мог не оказаться пленником у Рима. Как Иисус однажды сказал Пилату, что тот имеет над Ним власть, лишь потому, что Пилату эта власть дана свыше. Так и здесь, Павел намекает, что в темнице он по той же причине. Он в темнице не как вор или разбойник, а именно как человек служащий всеми силами своему Богу и Господу. И все это, в данном случае, ради язычников, чтобы они смогли увидеть силу и власть Христа в порабощении плоти и победе над смертью.

Домостроительство

2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

Что такое домостроительство Божьей благодати? А это именно то, о чем Павел писал чуть выше. Когда Бог создает из двух враждующих и непонимающих друг друга людей одного нового. И такое слияние может происходить и происходит лишь во Христе, который ради этого распят. Вот таким образом, как бы из разных камней создается одно здание. Много разных людей – один храм. А для того, чтобы получилась не лачуга, а храм, нужен краеугольный камень, то есть камень, который должен быть отправной точкой и ориентиром при строительстве. Судя по всему, краеугольный камень полностью соответствовал планировке будущего здания. Это был «чертеж» в камне. Так вот таким чертежом в камне является Иисус. Отложи его, и ты уже строишь наобум. Как получится. Но серьезные здания так построить невозможно. Разве что сарай.

Если человек строит свою жизнь «как знает», ничего хорошего и успешного не выйдет. По этому человек должен выбрать для себя краеугольный камень. Если это известный человек, то можно построить на этом «камне» дом, но он повторит и все его ошибки. А так как мы никогда не знаем подробностей, то добавятся и другие. Почему? Да потому что ни один человек так и не смог создать чего-то действительно стоящего. Если же строишь по Иисусу, твой дом выстоит в любых условиях.

Итак, Павел получил от Бога эту тайну. Тайну о рождении свыше, о получении Божьего краеугольного камня, вместе с принятием Божьего Духа. Даже если у тебя есть Писания, но нет рождения. Ты, при всем уважении, строишь вслепую. Без рождения – это не камень, это домыслы. Это не скала, это трясина. Вот эта тайна проста. Родись свыше и становись одним целым с Богом и верными.

Другое выражение, на которое нужно обратить внимание – «Как вы слышали». На самом деле, это не очень важно. Но, ради справедливости, укажу. Здесь немного не так. Скорее это выражение следовало бы перевести, как «Если, конечно же, вы слышали», или что-то в этом роде.

Павел, как бы, укоряя их за легкость в предательстве, ставит под сомнение, что они вообще слышали то, о чем учил Павел. Ведь то, что он им пишет в своем послании, он говорил им в глаза. Это «если», звучит как обвинение Ефесян в глухоте. То есть, они действительно слышали, но их дела, заставляют Павла в этом усомниться. Его «если», это так же, как учитель, объявляет в классе: «Васечкин, встань и расскажи всему классу, что я только что сказал». А горе ученик встает и, озираясь по сторонам, лихорадочно пытается найти хоть кого-то, кто дал бы ему намек или подсказку. Павел говорит Ефесянам: «Вы проспали главный урок! Вы были невнимательны!». Потому что эта тайна была дана Павлу не ради апостола, а именно для них и только для них. Это был Божий им подарок, а они прохлопали его, прозевали, не оценили и в результате опозорились.

3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

Через откровение возвещена тайна.

Мы знаем, что Павел не получил Евангелие от человека. В книге Деяний Апостолов видно, что первый христианин, к которому Павел не относился как к врагу, не рассказывал ему учения. Он пришел лишь для того, чтобы возложить руки и пророчествовать о его призвании. Потому что Павел уже понял Евангелие во всей полноте.

Вы спросите, когда? Отвечу, когда ослеп. Еще не поняли, тогда слушайте.
Мы знаем о Павле, что он изначально был исполнен ненависти к христианам. Но вот о чем мы редко задумываемся, так это, почему он ненавидел учеников Иисуса. Он ненавидел христиан, потому что очень сильно любил Бога!!! Не падайте в обморок и не кидайте в меня помидоры. Он ненавидел христиан, потому что с его точки зрения, Бог иудеев – все уже определил и устроил, а христиане лишь уводят благочестивых верующих от истины. Он видел в учениках не спасение, а гибель Израиля. Он действительно сильно любил Бога и свой народ. Но любовь к Богу и ревность по своему народу, не делала его умнее.

В своих стараниях искоренить чуму христианства, он не мог понять, почему их все больше и больше. Почему они, зная об опасности, не отрекаются от своего Учителя. Он лично наблюдал убиение Стефана. Он сам видел чудеса, которые они творят.

Все это раздражало его, поскольку никак не укладывалось в его систему измерений. То, чему его научили, не согласовывалось с тем, как действовали эти всесветные возмутители. И чем больше он гнал христиан, тем сильнее в нем разгоралась ненависть к последователям Иисуса и вопросы к Богу.

Павел, человек интеллекта и веры. Не веры только, и не только интеллекта, но и того и другого. Судя по его посланиям, он не может не думать. Он человек мысли, анализа. Если у него возникает вопрос, он идет до конца, пока не ответит на него. И здесь все его вопросы сталкивались с тем, что говорили эти христиане. Он ведь не затыкал уши от их криков. Он слышал и вопли боли, и их призывы к его покаянию. К нему были обращены короткие, полные отчаяния, проповеди. Все это он слышал, и видел их «упрямство» и верность своему Господу.

Они занимали его мысли все его время. И вот, во время очередного похода против христиан, он шел в Дамаск. Это путь не близкий. Нужно потратить много времени в пути. Что делает человек, озабоченный нерешаемой проблемой, когда других забот нет? Он думает о проблеме. Он не может не думать о ней. Павел думал о своей проблеме – Христос и его последователи. И вот, где-то недалеко от Дамаска он увидел свет. Я не знаю, как это происходило в реальности. Текст книги Деяний слишком лаконичен. Там просто сказано:

3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
(Деян.9:3)

Когда мы читаем, у нас воображение рисует то, что мы читаем. Где-то на небе включился сильный прожектор, и Павел оказался в луче его света. Может, так это и было, но, такая картина, мне лично, говорит, что мы ровным счетом ничего не знаем о том, как это выглядело на самом деле. Тем более, что в греческом написано немного иначе. С одной стороны, действительно «с неба». Только «осиял» звучит более интересно «засверкал вокруг». Немного картинка меняется, да? Но, это ответа не добавляет. Одно можно сказать точно, в этот самый момент, Павел получал что-то особенное. Он переживал нечто сверхъестественное.

Почему именно сейчас, на пути в Дамаск? Почему не раньше? Раньше Павел не мог понять, он был не готов. Теперь, усиленно думая над происходящим, он подошел к возможности уразуметь Божье слово. Павел не садист, наслаждающийся криками христиан. Он человек, любящий Бога и свой народ. И то, что он вынужден так жестоко их гнать, не приносило Павлу удовольствия, это его вынужденная мера. Так работала его ненависть к врагам его Бога и его народа. Но там, на пути в Дамаск, он вдруг понял, благодаря явлению Иисуса, что все то, что он делал Его учениками, было зло от начала и до конца.

Можете себе представить человека, который не злой по природе, но доведен до ярости, до одержимости, его врагами. Врагами его любимого Бога и его любимого народа. Он защитник, он спаситель! Так он о себе думает и верит в это всем сердцем. Но, в один миг, весь его мир рушится. Оказывается, все его старания, не защита, а убийство именно тех, кого он так старательно пытался защитить. Мир рушится. Из героя он превращается в убийцу. И все это происходит внутри него самого. Он вдруг осознает, сколько он сделал зла своему Богу, которого любит всем сердцем. Обычные люди, попадая в подобную ситуацию, часто заканчивали жизнь самоубийством, не в силах перенести такое потрясение. Павел – ослеп. Слепота – это не наказание от Бога. Это результат личной катастрофы будущего апостола, тогда еще Савла (или Саула в еврейской транскрипции). Именно тогда до него дошел весь смысл Евангелия. И это откровение он уже никогда не забудет. Откровение, которое буквально разрушило его прошлую жизнь, уничтожив все, ради чего он жил. Обратного пути у него уже не было. Он был врагом Богу, которого любил, и страхом для людей, которых старался спасти.

И вот в этой кризисной ситуации к нему приходит от Бога человек и объявляет его, натворившего столько зла, своим апостолом. Это второе потрясение и не менее сильное откровение. Это вторая часть Евангелия, которая подарила ему новую жизнь, взамен старой, проклятой.

Именно так, Павел получил Евангелие через откровение. Это не был результат медитации или длительного поста. Это было крушение всего старого и создание всего нового. Это образец истинного откровения. А теперь возвращаемся к нашему тексту:

3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

Итак, Павел получил смысл Евангелия через откровение. О понимании своего откровения он писал выше. Это его понимание мы разбирали подробно. По этому, мы, читая его текст, можем усмотреть, или понять его взгляд или суждение о смысле Евангелия, или, как выразился сам Павел, «тайны Христовой». При этом, Павел утверждает, что эта тайна была открыта лишь ныне. То есть вместе с Иисусом. И эта тайна была открыта ученикам (апостолам) и новозаветным пророкам. Причем. Павел утверждает, что это откровение было дано апостолам Духом Святым. И здесь он снова прав. Иисус учил апостолов 3 года, но, судя по евангелиям, они так и не поняли учения, пока не приняли Духа Святого и не исполнились им. То есть, учение они осознали лишь после вознесения Христа.

6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Итак, эту тайну ученики, то есть апостолы, получили точно так же, как Павел. И он, и ученики, получили понимание тайны Евангелия только по откровению. Иисус же заложил основу, фундамент для этого откровения. Но без Духа, все учение Господа осталось бы религиозным набором новых правил. Именно по этой же причине, современное христианство толкует Евангелие как набор правил, набор заповедей, которые нужно исполнять, как нужно было исполнять заповеди Ветхого Завета и тем самым угождать Богу. Если вы читали все внимательно, то поймете, в чем их заблуждение.

Далее, эту тайну ученики получили через откровение от Духа, чтобы и язычников сделать сонаследниками. То есть наследниками на равных правах с евреями. И не просто такими же наследниками, а теми, кто составляет «одно тело». И, как ранее говорил Павел, тех, кто был иностранцем для обетований, сделать сопричастниками их. Но не такими сопричастниками, которые все еще должны «соответствовать», а такими, которые уже во Христе соответствуют. Соответствуют не своими стараниями, а стараниями Господа. И такими сопричастниками и сонаследниками язычники должны были по идее «домостроительства» благодаря «благовествованию». То есть это все нужно было донести до язычников словом. И именно по великой милости, дару благодати Божией, данной Павлу, он стал служителем этого благовествования. Именно он, Павел, сильно любящий евреев и еврейского Бога, должен был стать служителем язычников, чтобы их сделать своим любимым народом и любить точно так же, как своих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.