Размышления о Власти по Иоанну (часть 30)

думаюНе знаю, насколько меня сегодня хватит. Сегодня весь день работал, приехал домой поздно. Но вот, не могу спокойно лечь спать, пока не вылью на электронную бумагу хотя бы немного благодати. Дух, живущий во мне, просто требует этого. Мыслей очень много, но не буду распыляться, а пойду по намеченному пути, через Иоанна к Славе.

Итак, продолжаем читать финальную молитву Иисуса, как ее услышал Иоанн. Ясно, что Иоанн приложил к этому тексту свою руку. Я уверен в этом не потому, что такой нехороший Иоанн, исказил слова Господа, а потому, что Иоанн писал все Евангелие в стихах. Мы знаем, что Господь не говорил стихами, значит, Иоанну пришлось перефразировать слова Учителя так, чтобы они стали поэтическими. Но эта перефразировка не может повлиять на смысл сказанного Господом, потому что Иоанн не сторонний наблюдатель. Апостол прекрасно понимает суть слов Господа, поэтому мы можем совершенно свободно расслабиться и довериться работе ученика.

Итак, Иисус только что, обратившись к Отцу просит Его о реальном, физически и еще как угодно переживаемом воздействии, которое Он назвал Славой, или как в греческом тексте «наделением славой». Здесь Он, вдруг, открывается нам, как Тот, кто, как казалось, не «волшебный», а реальный, не железный, а настоящий. Ему известен страх, и Ему трудно его преодолеть. Трудно на столько, что его пот был «как капли крови». Это редкое событие бывает лишь тогда, когда человек переживает немыслимое напряжение. Ему нужна слава. Если ученикам Он обещает Утешителя, то для себя Он просит Славы. Но, по контексту послания (Евангелие – это тоже послание) видна параллель между Утешителем и этой Славой. Итак, Он просит о Славе, которая сделает Его сильнее, что позволит Ему пройти Свое поприще достойно.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
(Иоан.17:4,5)

Здесь есть любопытный момент в конце пятого стиха: «… которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». В греческом тексте порядок слов немного другой. Это и не удивительно, так как перевод литературный, т.е. слова ставятся в тот порядок, в какой удобно для восприятия. Иначе говоря, этот «переводной» порядок слов сильно зависит от квалификации переводчика и от его личного восприятия текста, его понимания. Но вот в чем проблема, с этим легко работать в языках, где слова находятся в строго установленном порядке, например в английском. Но, греческий похож на русский тем, что порядок слов не поддается жесткой программе. Нет четких правил, по которым строится предложение в древнем греческом языке. Можно лишь предполагать и приводить более или менее убедительные доводы в пользу одних расположений слов против других.

Однажды мы уже сталкивались с подобным моментом. Я тогда настаивал на порядке, на котором здесь настаивают сами переводчики. Теперь же ровно наоборот. Я против такого «переводного» расположения. Простите уж мне такую наглость. Я просто пользуюсь правом на ошибку. И пусть лучше я ошибусь, но, попробую понять, чем не буду этого делать и, соответственно не буду ошибаться. Да простят меня гуру греческого языка, я впадаю в безумие, споря с вами.

Это все прилюдия. Суть же вот в чем. В греческом тексте порядок слов немного другой. И я настаиваю на его сохранении. Вот он: «… которую Я имел прежде бытия мира у Тебя». Чего, собственно, я добился? Я добился вот чего. Не Иисус у Бога имел славу прежде бытия мира, а Иисус имел славу, прежде чем мир появился у Бога.

И в первом и во втором случае Иисус имел славу до появления мира. Но если в первом случае мир просто стал быть, то во втором мир стал быть у Бога. То есть мир появился у Бога. Еще одна любопытная деталь. Здесь снова используется слово «кОсмон». А мы уже выучили, что основное значение этого слова, не совсем мир, то есть вселенная, космос и т.д. Основное значение этого слова – прикраса, нечто выглядящее лучше, чем есть на самом деле. Что же мы здесь получаем, если это верно? Получаем же мы простую вещь. Иисус имел славу у Бога до тех пор, пока в Божьем Царстве не появилась прикраса.

Что это за «прикраса», или «мир», который завелся как вша там, где ее не должно было быть? Третья глава книги «Бытие». Про змея помните? А еще раньше, по времени событий, про денницу?

3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,
4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!
5 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,
6 поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.
7 Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости;
8 и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас».
9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой.
12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства,
17 вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?»
18 Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;
19 а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, — ты, как попираемый труп,
20 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.
(Ис.14:3-20)

В этой песне относящейся к конкретному царю, в прообраз внесен тот самый древний змий. Именно его и звали денница, сын зари. Вот та «прикраса», которая появилась у Бога, точнее в Его владении и была низвержена на землю и стала змеем, соблазнившим первых людей.

Так вот, до этого события Сын Божий имел особенную славу, против которой и восстал этот падший денница. Он захотел взять себе Его славу, пожелав стать подобным Всевышнему. И это не прошло даром. Ему не удалось стать равным, и, теперь уже, никогда не удастся. Но, все же, что-то произошло. И об этом Иисус говорит: «Имел власть до появления прекрасы у Бога».

Теперь Иисус просит для совершения последнего этапа спасения людей наделить Его этой самой славой, которую Он тогда имел, и, видимо после этого события, с этой славой что-то произошло. Я могу лишь предположить. Когда денница в облике змея искушал людей – первых носителей этой славы, они сдали ее. Они отреклись, потеряли ее. Иисус же – представитель человечества, просит ее вернуть. Потому что она теперь не пропадет, но сделает человека в лице Иисуса смелым и крепким. И будучи обличенным этой славой Он даст последний бой деннице и опозорит его окончательно и бесповоротно.

Иисус нам дает все даром. Но у Отца Он ничего даром не просит. Он, как посредник, как защитник и адвокат, как искупительная жертва и закланный агнец взял на себя всю ответственность. И возврат славы не прошел даром. Иисус так и говорит:

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить…

Он все сделал. Он доказал состоятельность человека, его готовность. Доказал это своим телом, своей победой над плотью, своими страданиями, еще до креста. Все это должно было значить одно – христиане не отдадут больше эту славу, потому что, чтобы отдать ее, они должны быть в ней. Но теперь, тот кто будет в славе, будет мудр и силен, смел и мужественен. Человек готов. Иисус всему научил, все преподал, за все заплатил и искупил. Теперь люди себе не будут принадлежать, но будут «проданы» полностью Иисусу. Теперь у людей не будет даже права и возможности эту славу продать, так как эта слава будет, во-первых, лишь у рожденных свыше, а во-вторых тех, в ком реально будет жить Сын Божий. Итак, именно во время этой молитвы Иисус просит и даже настаивает, приводя аргумент в Свою пользу, о возврате былой Славы. Именно эту славу Он хочет дать нам вместе с новым Утешителем. А вы приняли Духа уверовав?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.